Удовольствие здесь и сейчас, или Что стоит за "наплывом" в Армению водителей из Казахстана

В последнее время как в СМИ, так и социальных сетях часто говорят об "армянских авто" в Казахстане. Sputnik Армения попытался выяснить, почему и как казахстанцы покупают машины в Армении, как их регистрируют и добираются до родины.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Нана Мартиросян, Sputnik Армения

Значительно возросшее на улицах Еревана и особенно в районе авторынка число посетителей из Казахстана заметить можно невооруженным глазом.

Некоторые из них внимательно рассматривают машины, другие - снимают на камеру, а третьи и вовсе показывают кому-то по видеосвязи.

А уже в этом году широкий общественный резонанс как в Казахстане, так и в Армении вызвало  видео, на котором и.о. командира полка ДПП департамента полиции Нур-Султана Бауыржан Хантемиров требует составить протоколы на "армянские авто".

Удовольствие здесь и сейчас, или Что стоит за "наплывом" в Армению водителей из Казахстана

В интервью одному из изданий посол Армении в Казахстане Гагик Галечян объяснил подобное поведение казахстанского чиновника не армянофобией, а многочисленными правонарушениями, которые позволяют себе водители на машинах с армянскими номерами. Оказывается, многие недобросовестные граждане,  пользуясь тем, что камеры и радары в Казахстане их не фиксируют, позволяют себе пускаться во все тяжкие.

Старых уже не купишь: что изменится для любителей авто в Армении с 2020 года>>

Соучредитель общественной организации "Друг водителя" Сергей Каграманян объяснил внезапный всплеск интереса к автомобилям из Армении более низкими, по сравнению с другими странами ЕАЭС, ввозными пошлинами, что делает их очевидным образом более доступными.

Удовольствие здесь и сейчас, или Что стоит за "наплывом" в Армению водителей из Казахстана

"Купля-продажа автомобилей в Армении активизировалась. Особенно это заметно в этом году. Казахстанцы же покупают машины с армянскими номерами, потому что они могут спокойно на них ездить на родине, камеры и радары не фиксируют армянские номера, поэтому и штрафы платить не приходится и т.д. Проблема может возникнуть только при перепродаже транспортного средства, поскольку тогда его придется ставить на учет", — пояснил он.

Армения под грузом металла, или Что творится на автокладбище страны>>

Продавец Самвел считает, что основная часть казахстанцев хорошо знает законы своей страны и взвешивает риски до того, как решиться на покупку автомобиля в Армении. На его взгляд, большинство казахстанских автомобилистов привлекает не столько цена, сколько состояние машин. У армян репутация радивых хозяев, и они, в подавляющем большинстве, действительно очень трепетно относятся к своим авто, тщательно следят за исправностью всех деталей, не пренебрегая и эстетической стороной вопроса.

Удовольствие здесь и сейчас, или Что стоит за "наплывом" в Армению водителей из Казахстана

Поток посетителей из Казахстана особенно заметен в летний период, что Самвел также связывает с вступающими в скором времени силу таможенными пошлинами и удобным для транспортировки временем года.

Корреспондент Sputnik Армения побеседовал в Ереване с казахстанскими автолюбителями, выяснив как именно они "выходят" на армянские машины.

В Армении изменится порядок налогообложения при импорте автомобилей: кто окажется в плюсе>>

Так, любитель комфорта Жарас (что очевидно даже по выбору автомобиля марки Lexus) прилетел в Армению на самолете. Загодя подобрав машину на армянском сайте, узнал через знакомых где и как можно оформить временную прописку, поставил машину на учет и уже на ней отправился на родину через Грузию и Россию, добравшись до пункта назначения всего за 3 дня.

Удовольствие здесь и сейчас, или Что стоит за "наплывом" в Армению водителей из Казахстана

Он уверен, что никаких проблем у него возникнуть не может, поскольку гражданин он добросовестный, ПДД нарушать не собирается. А вот ставить машину на учет в Казахстане или нет — пока не решил. Продать на родине будет сложно — придется регистрировать казахстанские номера, и тут уже овчинка выделки стоить не будет, потому как все снова упирается в пресловутые пошлины. Однако это не сильно беспокоит автолюбителя.

"Я ее продавать пока не собираюсь, поэтому даже не интересовался. Может, вообще упростят все на территории ЕАЭС, и проблем никаких не возникнет", – надеется Жарас.

Асхат, в отличие от своего соотечественника, раздумывал перед покупкой долго. Но изучив цены и обнаружив 30-50%-ю разницу, все же поспешил с друзьями в Ереван.

Удовольствие здесь и сейчас, или Что стоит за "наплывом" в Армению водителей из Казахстана

На авторынке он приобрел не самого дорогого "железного коня". Как и в случае с Жарасом, ему сразу помогли сделать временную прописку и поставить машину на учет. С казахстанскими законами он знаком не очень, но уверен, что проблем с эксплуатацией не возникнет.

Гигантское автомобильное кладбище раскинулось на окраине Еревана – фотолента>>

Асхат также намерен поехать на родину через Грузию и Россию. Планирует добраться всего за день, потому что водить с друзьями будут по очереди и длительных остановок делать не придется.

"Говорят, что техосмотр не смогу провести, но, думаю, это не так. Продавать не собираюсь, если решусь, то просто оформлю на будущего владельца доверенность. Многие так делают", – отмечает он.

Наш третий герой по имени Сериг перед покупкой все хорошо взвесил. Решил пойти на риск и приобрести новый автомобиль, заказав его из США с доставкой в Армению. Транспортировка длилась два месяца. За несколько дней до прибытия машины он вместе с друзьями приехал в Ереван. Возникли небольшие проблемы (какие именно не рассказывает, но, скорее всего, машина была повреждена и пришлось ее ремонтировать). Друзья задержались в Армении на две недели, после чего уже по налаженной схеме ему помогли получить временную прописку, оформить машину, получить номера, пройти техосмотр.

Удовольствие здесь и сейчас, или Что стоит за "наплывом" в Армению водителей из Казахстана

Он еще не определился, будет ли регистрировать автомобиль на родине: может - когда-нибудь, но точно не сразу.

"Главный плюс армянских машин в их цене и отличном состоянии. В Казахстане подержанная машина стоит намного дороже, а выглядит намного хуже", – подчеркнул он.

Так к какому выводу можно прийти, если попробовать подвести истории наших собеседников под общий знаменатель? А вырисовывается следующая картина: в Казахстане страховка для автомобилей с иностранными номерами будет стоить дороже, могут возникнуть некоторые проблемы с техническим осмотром, машину будет сложно продать. Все трое, тем не менее, считают эти издержки оправданными.

Удовольствие здесь и сейчас, или Что стоит за "наплывом" в Армению водителей из Казахстана

Аналитик в сфере автомобильных услуг Евгений Кубеков, однако, воодушевления наших героев не разделяет. Он считает, что казахстанские власти могут максимально усложнить жизнь владельцам автомобилей с иностранными номерами.

Удовольствие здесь и сейчас, или Что стоит за "наплывом" в Армению водителей из Казахстана

По его словам, такой подход истекает лишь из соображений безопасности в условиях отсутствия контроля над привозными автомобилями. К примеру, в случае аварий сложно выявить личность водителя, часто такие машины используют в своих целях представители криминального мира.

Кубеков также рассказал, что на самом деле на казахстанских улицах не так уж и много машин с армянскими номерами. Их количество не превышает 1-2%, и то — в приграничной с Россией зоне. Он полагает, что на самом деле казахстанским властям не стоит беспокоиться относительно "засилья" машин с иностранными номерами, но призывает всех автолюбителей более осознанно подходить к купле-продаже автомобилей, тщательно взвешивая все за и против.

Однако, судя по настрою опрошенных нами водителей, вопросы дальнейшей перепродажи автомобиля их не беспокоят. Они предпочитают экономить и получать удовольствие здесь и сейчас.