Поражение провластного кандидата на выборах мэра Абовяна дало повод для некоторых размышлений. В воскресенье в почти прилегающем к Еревану городе состоялись выборы мэра, на которых победу одержал действующий градоначальник Ваагн Геворкян. Ему с незначительным отрывом — чуть менее 400 голосов — уступил кандидат от правящей партии "Гражданский договор" Григор Гулян.
Действующий мэр является членом партии "Процветающая Армения", которую возглавляет один из крупнейших в Армении бизнесменов Гагик Царукян. Долгие годы Абовян имеет репутацию "вотчины" Царукяна - это его родной город, ключевые посты и лакомые "бизнес-кусочки" здесь, так или иначе, находятся в руках Царукяна или близких ему людей. Вчерашние выборы были для Царукяна неким экзаменом – сохранит ли он город или сдаст его новой власти. Экзамен этот Царукян выдержал, город "отстоял".
Тонкость ситуации заключается в том, что во время предвыборной кампании Гуляна лично поддержать кандидата приехал премьер-министр Никол Пашинян, все еще сохраняющий высокий личный рейтинг в стране. Премьер 5 июня в Абовяне принял участие в шествии сторонников власти, приуроченном к предвыборной кампании. Однако это не помогло его соратнику победить действующего мэра.
Возможных причин тому несколько. С одной стороны за год с лишним властям не удалось материализовать достижения "бархатной революции", превратить в нечто осязаемое, способное здесь и сейчас дать ответы на волнующие простых граждан проблемы. И в этом смысле куда заманчивее оказались обещания царукяновцев "пристроить", "обустроить", зачастую граничащие с популизмом. Неискушенный избиратель, в силу низкого гражданского самосознания и тяжелых социально-экономических условий, все еще уповающий на условные 10 тысяч драмов, предпочел сохранение социально-политического статус-кво "бархатной революции".
Новые партии со старыми методами – как не нужно заниматься политикой в Армении?>>
Не следует списывать со счетов и фактор влияния "дворовых авторитетов", теневых договоренностей, "убеждения" избирателя полуворовскими методами. Наглядной иллюстрацией тому служат высказывания до выборов бывшего начальника охраны Царукяна, а ныне депутата Эдуарда Бабаяна о том, что Абовяну "не пристало иметь мэра-стукача". Бабаян тем самым намекал на необходимость решать проблемы с помощью неформальных договоренностей, а не с помощью закона и порядка.
Но с другой стороны выборы в Абовяне — это и победа Пашиняна. Она заключается в том, что власть не поддалась соблазну сфальсифицировать, подтасовать выборы, которые стали испытанием на прочность идей и ценностей "бархатной революции". Так считает и премьер Пашинян. В беседе с журналистами в понедельник он заявил, что главной целью революции было искоренение политической монополии РПА. Эти выборы, по словам Пашиняна, в очередной раз доказали, что Армения — демократическая страна, где граждане имеют право на свой выбор, а власти не используют административных рычагов для победы своего кандидата.
"Мы для того и делали революцию, чтобы где-то побеждали, а где-то проигрывали кандидаты-представители партии власти", — сказал Пашинян.
Впрочем, у губернатора Котайкской области Романоса Петросяна несколько иная точка зрения на этот счет. В интервью Sputnik Армения Петросян заявил, что они признают поражение, но это поражение не "Гражданского договора", а достойного и сознательного избирателя Абовяна. По его словам, кандидат от власти проиграл той силе, которая как минимум уже четыре года водит людей за нос, отказываясь решить их насущные проблемы, благоустроить город, построить жилье и т.д. Петросян в то же время согласен с Пашиняном в том, что касается победы демократии и устранения политической монополии одной силы.
Революция в Армении пока на уровне лозунгов: эксперты назвали болевые точки экономики>>
Как бы там ни было, Пашинян и его команда должны тщательно поработать над ошибками, если не хотят растерять свой "революционный" капитал. Ведь при отсутствии значимых достижений в социально-экономической политике и последующем снижении рейтинга всегда есть риск скатиться к не столь законным электоральным методам. А это уже будет противоречить нормам и принципам политического плюрализма – того, за что боролись инициаторы "бархатной революции".