Колумнист Sputnik Грузия Робинзон Начкебия подготовил очень подробный обзор о турецком присутствии в Грузии, косвенно отвечая на вопрос, был ли прав бывший глава Аджарии Аслан Абашидзе, всерьез считавший, что продай он туркам хотя бы метр аджарской земли, то появился бы риск потерять всю Аджарию.
Во время беспорядков в Тбилиси в рядах протестующих обсуждали любопытную тему, озвученную неделей ранее экс-заместителем министра обороны США Майклом Карпентером, которого пригласила в грузинскую столицу мать Михаила Саакашвили.
Говоря о влиянии России на страны постсоветского пространства, Карпентер заявил, что Грузия должна ограничить поток российских туристов. Мол, это тоже - одна из форм оккупации, и, проснувшись в один прекрасный день, вы увидите, что оккупированы уже не 20%, а 100% вашей страны. Некоторые радикально настроенные силы тут же начали утверждать, что россияне и так скупили почти всю недвижимость в Грузии. Россияне ли? Кто и как уже долгие годы скупает Грузию, разбирается Sputnik Грузия.
Что с недвижимостью
"Они очень чистоплотные, доброжелательные…Не жадные…Хозяин с последнего этажа на все праздники дарит мне что-то…А когда мой сын сломал ногу, другие хозяева, с третьего этажа, дали деньги на лечение…у меня их четверо, хозяев, все хорошие…только по-турецки говорят, но я уже его выучила почти, а что не понимаю, сын приходит, переводит", - рассказывает Циала.
Можно сказать, профессиональная домработница. Стаж здесь – 20 лет, а диплом биолога давно в прошлом. Остался в советском прошлом, вместе с закрывшейся лабораторией.
С жильем повезло. Старый дом и старый двор разрушили, конечно, мучает ностальгия, но всем соседям дали квартиры в одном доме, новом, высотном, совсем рядом с прежним местом. На месте старого дома сейчас торговый центр, турецкий. А жилая высотка уже несколько лет как полностью заселена. Из 40 квартир семь семей – жильцы разрушенного дома, несколько стоят закрытыми, их купили тбилисцы, приезжают только на лето, а полдома купили турки. Около 20 семей заселились в разные годы.
"Все хорошо получилось. И дом есть, и работа, и ходить на нее далеко не надо – нас четверо соседок по старому дому, все мы работаем в квартирах у турок. Ничего не могу сказать, уважительные. Повезло мне", - говорит Циала, разливая чай по-турецки, в армуды (турецкие стаканчики для чая - авт.).
О числе квартир, купленных за последние годы турками в Батуми, статистики не существует. Но турецкие семьи живут практически во всех новостройках, старый город под жилье их интересует меньше. Здесь недвижимость больше покупается турками не под жилье, а под бизнес. Персонал предпочитают привозить свой, местные чаще используются как низший обслуживающий персонал.
Что с бизнесом
Кутаисскую улицу в Батуми уже давно называют турецким кварталом. Турецкая речь слышится чаще, чем грузинская, а на одной из прилегающих улиц расположилась мечеть. Вся улица сверкает надписями, бегущими строками, неоновыми вывесками. В какой-то момент теряешься и забываешь о том, что ты в Грузии.
"Пейте-пейте. Тем более сейчас очень жарко. Мы пьем чай всегда, и вы пейте", - моментально окружает меня заботой Омар Фарук, зазывала одного из ресторанчиков, и тут же рассказывает, что ресторан принадлежит его другу.
"Почему вас так много в Батуми? Что тут особенного?" - спрашиваю в лоб.
"Здесь легче вести бизнес, потому что тут много чего нет, что уже давно есть в Турции. Там сейчас есть практически все – магазины, фабрики, отели, рестораны. А в Батуми экономика и инфраструктура только начали развиваться, поэтому нам приезжать сюда и открывать бизнес выгодно. Есть чем удивить посетителей", - с азартом объясняет Фарук.
К тому же, налоги в Грузии ниже, и дешевая рабочая сила.
"Если обслуживающий персонал в Грузии стоит максимум 10 долларов в день, то в Турции – 20-30. Еще тут дешевле обходится жилье", - поясняет мужчина.
"Жизнь дешевле, бизнес вести легче, все вокруг говорят на родном языке – жизнь прекрасна, я чувствую себя дома. Гостиницы, рестораны, хостелы и фаст-фуды в этом районе принадлежат туркам. Персонал из Турции, только девушки-официантки из Грузии", - говорит он.
Что говорит история
Любопытно, но до двадцатых годов прошлого века такого региона Грузии, как Аджария, попросту не существовало. Ущелье реки Аджарисцкали, так же как и территории южнее и восточнее, называли мусульманской Грузией. Одна часть мусульманской Грузии с 1878 года входила в состав Российской империи (Батумский округ и Ахалцихский уезд), другая - в состав Османской империи. Аджарская автономия возникла в результате заключения Карского договора, в котором было реализовано требование турок по предоставлению автономии грузинам-мусульманам.
Советская власть строго следила за формальным сохранением договора. Все разговоры о ликвидации автономии пресекались в зародыше. И ещё при советской власти, весной 1989 года, была открыта граница с Турцией. На какой-то период Батуми оказался одним из двух окон в "капиталистический рай" для советских людей. Вторым окном был Ленинград в Финляндию. Прямо на границе турки повесили огромный баннер с надписью на русском языке. Надпись гласила: "Дорогие гости, вы приехали в Турцию, и тут можно свободно торговать. Полиция будет вас защищать, а не преследовать".
Из Союза в Турцию везли детские игрушки, оптику, фотоаппаратуру, часы и золото. Обратно продукты питания и одежду, особенно кожаные куртки. Чуть позднее присоединились и крупные игроки, которые отправляли в Турцию вагонами лес, металлы, руду и даже товары военного назначения. Так весной 1991 года прокуратура СССР совместно с Комитетом Государственной Безопасности раскрыла дело по поставкам в Турцию через Батуми. Это было золотое время для работников тогда ещё советской таможни, которые за очень короткое время стали очень богатыми людьми.
К этому же времени относится начало подготовки религиозных кадров для мечетей Аджарии в Турции. До этого все представители мусульманского духовенства были "проверенными товарищами", выпускниками знаменитого медресе "Мири Араб" в Бухаре.
Однако, все "хорошее" быстро кончается, процесс развала Советского Союза и эрозии системы государственной власти привел к разрыву хозяйственных связей между союзными республиками. Зато на их место пришли смелые авантюристы, которые, пользуясь всеобщей неразберихой, делали огромные деньги. Одной из возможностей сделать шальные деньги было окно в Турцию через Батуми. К традиционным потокам туристов и товаров добавились траффикинг и наркотрафик.
Эта проблема очень актуальна до сих пор.
Лидер "Грузинского марша" Сандро Брегадзе говорит, что турецкая экспансия особо себя проявила в "черном бизнесе".
Движение выступает против незаконных действий мигрантов и последние годы проводит шествия в столице.
"Это особенно касается траффикинга, наркоторговли… Если вы поедете в Батуми, то увидите большую Кутаисскую улицу, где очень много сомнительных заведений, которые контролируют турки. Здесь публичные дома, какие-то клубы", - говорит Брегадзе.
Наивные жертвы принуждения к проституции из Грузии проходят реабилитацию >>
Его слова подтверждают сводки МВД Грузии – тут часто проскальзывают сообщения о задержании граждан Турции за "пособничество проституции".
Что с политикой
К весне 1991 года относится первая попытка политического вмешательства Турции в дела Аджарии. Поводом послужило назначение Аслана Абашидзе на должность председателя Верховного Совета Аджарии – строго говоря, избрание, но при откровенном давлении тогдашнего президента Грузии Звиада Гамсахурдия. Против этого назначения неожиданно выступили коммунисты и мусульманское духовенство, устроив в Батуми беспорядки и даже на какое-то время захватив здание Верховного совета.
То, что за мусульманским духовенством стояли турецкие спецслужбы, в Батуми было секретом Полишинеля. Тогда Аслану Абашидзе удалось удержаться у власти, но к туркам он до конца своего правления относился с большим подозрением, а самое мощное ведомство времен Аслана, госбезопасность, решительно пресекала любые попытки политического влияния Турции
Турки идут…
Первое проникновение турецкого бизнеса в Аджарию произошло в начале девяностых. Причем вполне естественным путем - турецкие предприниматели предоставляли крупные товарные кредиты своим торговым партнерам в регионе. То есть, строго говоря, турки принимали активное участие в формировании бизнес-элиты региона, которая потом будет использована как плацдарм для распространения своего экономического влияния на всю Грузию.
Однако, на тот момент крупные турецкие компании допускались в регион строго дозировано. Крупным объектом стала Батумская швейная фабрика, которая после покупки ее турками была модернизирована и выпускала продукцию западных брендов исключительно для европейского рынка. В те же времена в квартале вокруг мечети открылась пара турецких ресторанов и чайхана. Вот, пожалуй, и все. Аслан Абашидзе серьезно считал, что если он продаст туркам хотя бы метр аджарской земли, то есть риск потерять всю Аджарию. Интересно, что на остальной территории Грузии турки в те времена были куда более активны.
Не забывали турки и "о душе", десятки молодых людей получили образование в религиозных заведениях Турции. С середины девяностых связанное с Турцией духовенство полностью заменило "стариков из Бухары". И если в Батуми молодежь переходила в православие во время национально-освободительного движения, то в горной Аджарии ислам не только сохранился, но и серьезно усилил свои позиции - произошло это во многом благодаря турецким религиозным кадрам.
Несмотря на свою относительную немногочисленность, жители горной Аджарии представляют собой сплоченные, легко мобилизуемые общины, так что Аслан Абашидзе не мог не считаться с ними и даже построил минарет у старой мечети "Орта-джаме". Впрочем, призывы к намазу через громкоговоритель пришлось прекратить после многочисленных жалоб жителей центра Батуми, которые после строительства минарета раздраженно стали называть свой родной город Бейрутом.
Из всего этого можно сделать вывод, что до 2004 года турки в Аджарии, конечно, присутствовали, но очень дозировано. Активность турок сознательно ограничивали власти, и у турецкого бизнеса не было условий для развития.
Революционный стартап
Ситуация изменилась после революции роз. Во время изгнания Аслана Абашидзе из Аджарии официальную позицию Турции можно назвать осторожным нейтралитетом. Впрочем, это была официальная позиция - жители мусульманской горной Аджарии были одним из драйверов "аджарской революции роз". Ровно как и то, чьими агентами влияния были представители тамошнего духовенства.
Турецкий бизнес первым увидел новые возможности в Грузии и, прежде всего, в Аджарии. Первым громким турецким проектом стало начало строительства гостиницы сети "Sheraton" в 2006 году. Это была первая сетевая гостиница в городе, где ещё не до конца были решены элементарные инфраструктурные проблемы - водоснабжение, электроэнергия, связь.
Одновременно в либеральном законодательстве, принятом тогда, турецкий бизнес увидел хорошую возможность заработать на любви своих соотечественников к азартным играм. В 1997 году правительство Турции запретило игорный бизнес на территории страны, пришедшие вслед за этим последователи политического ислама не оставляли надежды на то, что когда-нибудь этот запрет будет отменен. Для турецких компаний вложения в игорный бизнес в Батуми стали надежной инвестицией, а игровой туризм из Турции стал одним из главных направлений туристического бизнеса региона. А там где азартные игры - там и все сопутствующие сервисы.
Эксперты утверждают, что во времена Саакашвили гражданам Турции грузинское гражданство выдавалось массово.
"Аджарская автономная республика фактически превратилась в арену турецкой экспансии", - убежден экс-депутат парламента Грузии Дмитрий Лорткипанидзе.
"В октябре 2012 года, когда я был депутатом парламента, выяснилось, что только в течение одного месяца, со второго сентября до второго октября, по непосредственному указу президента Грузии гражданство Грузии получили 2 233 гражданина Турции. Представляете, разговор идет только об одном календарном месяце! А если представить картину в течение нескольких лет…Это было содействие турецкой экспансии беспрецедентных масштабов", - говорит бывший депутат.
Аэропорт для турецких нужд
К началу 2000 относится и строительство турецкой компанией TAV Urban Georgia нового батумского аэропорта. В 2007 году турецкая компания TAV построила в Грузии два аэропорта, в Тбилиси и в Батуми.
Однако цели строительства этих аэропортов были разные. Главный интерес турок в Тбилиси заключался в том, чтобы блокировать возникновение нового регионального хаба, который со временем мог бы составить конкуренцию Стамбулу.
Батумский аэропорт в силу ландшафта - очень короткая взлетная полоса, такой конкуренции составить Стамбулу никак не мог. Однако тут у турок были свои цели. Аэропорт Батуми стал внутренним как для Грузии, так и для Турции, то есть аэропорт не только Батуми, но и турецкого города Хопа. Пассажиров, направляющихся в Хопу прямо на летном поле забирает автобус, который довозит их до офиса Turkish Airlines в Хопе. Тем, кто вылетает в Хопу, нужно зарегистрироваться на рейс и сесть в автобус, который отвезет пассажиров в аэропорт Батуми, прямо к самолету. Эти рейсы оказались как нельзя кстати для многочисленных любителей азартных игр из Турции.
Выход на рынок
Вопреки распространенному мнению, при Саакашвили турецкий строительный бизнес не торопился активно осваивать Батуми. Зато к 2011 году, когда были завершены модернизация всей городской инфраструктуры, реконструкция старого города и расширение нового бульвара, турецкие строительные компании начали не просто активно, а стремительно входить на батумский рынок недвижимости.
Отсутствие строгих норм регулирования и возможность точечной застройки позволили строительным компаниями, значительная часть из которых турецкие, превратить отдельные районы города в каменные джунгли. Особенно активны турецкие строительные компании в освоении новых территорий в районе нового бульвара. Значительная часть покупателей там тоже граждане Турции. Рабочая сила на турецких стройках в основном турки, однако это связано не с дискриминацией, а с квалификацией. Что, что, а строить турки действительно умеют.
Серьезных инвестиций в сферу производства в регионе турки не делали, тут можно отметить около 25 швейных предприятий, открытых в различных районах Аджарии. Предприятия открыты в сельских районах, так как там очень дешевая рабочая сила, гораздо дешевле, чем в городе. Есть тоже небольшие предприятия по переработке фруктов и фундука.
Об инвестициях в энергетику
По-настоящему серьезной сферой, куда вкладывались турки в Аджарии в последнее время, была энергетика, а именно строительство ГЭС.
По данным министерства экономики Аджарии, в 2015 году турецкие инвестиции составляли 107,5 млн долларов, в 2016 году 135,6 млн долларов, в 2017 году 52,3 млн долларов. Столь резкое сокращение связано с завершением строительства ГЭС, которые строили турки. Именно туда шла львиная доля турецких инвестиций. За последние четыре года Турция - вторая страна по уровню инвестиций в Аджарию. Первое место неожиданно делят Норвегия и Индия.
Но тут тоже надо иметь в виду, что первенство индийцев и норвежцев связано со строительством ГЭС в Шуахеви и Хуло, которые должны быть завершены в 2019 году. Тогда как турецкие инвестиции были куда более диверсифицированы - строительство, туризм, сфера услуг. Кстати, третье место в инвестиционной активности в Аджарии делят сразу три страны - Азербайджан, Турция и Ирак.
Опасения и предупреждения
Большой переполох в Грузии вызвало заявление президента Эрдогана несколько лет назад, когда он, наряду с городами Салоники, Алеппо и Мосул, которые всегда есть в сердце османов, назвал и Батуми.Посол Турции в Тбилиси вынужден был пояснить, что грузины "неправильно поняли" слова турецкого президента. "Турция является единственным соседом Грузии, не имеющим к ней территориальных претензий, - сказал посол Левент Гюмрюкчю. - Батуми — это Грузия, а Ризе — Турция, и так будет всегда". Но тут как в том анекдоте, ложки нашлись, а осадок остался.
Вообще, вопрос о турецкой опасности достаточно популярен в определенных кругах грузинского общества. Эту тему, как основную для привлечения своего избирателя, использует парламентская партия "Альянс патриотов", этот вопрос постоянно поднимают националисты из "Грузинского марша" и еще целый ряд небольших политических партий и движений. Примечательно, что именно "Альянс патриотов" имеет серьезную поддержку в Аджарии, больше, чем в целом по стране.
Кто-то может сказать, что масштабы турецкой экспансии в Аджарии преувеличены политиками и экспертами. Но преувеличение вовсе не означает, что этого нет. Для резкого и быстрого усиления своего влияния в регионе Турция обладает всем, от экономических активов до агентов влияния. То, что в силу ряда причин Турция политически не активна в регионе - мало что значит. Просто Турция пока политически не активна.