Англичанам уже предлагают перенять опыт армян: Смбатян рассказал о мистике в своей работе

Дирижер рассказал корреспонденту Sputnik Армения, как выбрал профессию, что слушает, почему начал проект "Дас А" и многое другое.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ЕРЕВАН, 2 июл — Sputnik. Нана Мартиросян. Художественный руководитель и главный дирижер Армянского государственного симфонического оркестра Сергей Смбатян верит в силу музыки.

Без нее он жизни не представляет. Уверен, что музыка, которую слушает человек, влияет на качество его жизни и принятых решений. Сам он слушает исключительно классику, более того, музыкой считает только классическую, а все остальное для него всего лишь "сочетание звуков".

При этом Смбатян уверен, что классическая музыка не обязана быть популярной, в ней должна сохраняться некая элитарность.

"Музыка для меня — не фон для создания определенной атмосферы. Я весь день в музыке: обсуждения, репетиции, записи, все о ней и вокруг нее. Ничто кроме классики не рождает во мне эмоции, а они для меня очень важны. Плохая еда отрицательно влияет на функции организма, а плохая музыка на работу ума, и это факт", – сказал он корреспонденту Sputnik Армения.

Дирижер рос в семье, где музыка незримо присутствовала во всем. Он и не представлял, что возможно жить, заниматься чем-то кроме нее. Так продолжалось до тех пор, пока однажды в гости не зашел друг отца. И только в пять лет Смбатян впервые осознал, что человек может не быть музыкантом. И так странно посмотрел на гостя, что этот взгляд, полный непонимания, запомнили все окружающие.

А сам он осознал и пронес через жизнь важный принцип – человек должен любить свою профессию.

Бабуля ошибалась – родина есть: спевший с Азнавуром "безумный" музыкант влюблен в Армению

Стать дирижером Смбатян решил, вдохновившись примером немецкого дирижера Вильгельма Фуртвенглера. А советский дирижер Евгений Мравинский это желание в нем укрепил.

Смбатян иногда продолжает играть на скрипке, но уверен, что скрипач должен всецело принадлежать инструменту — ничему более. А у него есть оркестр и любимая работа. Вообще он уверен, что в обществе, в котором все любят свою работу, меньше агрессии и много историй успеха. Сам дирижер не скрывает, что обожает свою. Смбатян считает ее самой мистической.

"Зеленая книга" и виолончель: как музыка в исполнении Артема Манукяна завоевала "Оскар">>

"Я не могу объяснить, что творится на сцене. Есть партитуры, дирижер, оркестр — и больше ничего. Мы пытаемся создать энергетическое поле вокруг нас, между нами, и воспроизводим музыку так, как она звучит в наших головах. Это что-то сказочное и волшебное. А взгляды в спину вообще не мешают этому невероятно красивому процессу. Ведь мы счастливы, потому что любим нашу профессию", – сказал он.

Именно для того, чтобы показать ученикам старших школ истории успеха музыкантов, влюбленных в свое дело, он и инициировал проект "Дас А"(Класс А). Кроме того, проект помогает популяризировать классическую музыку и воспитывать музыкальный вкус у старшеклассников.

Смбатян рассказал, что оркестр провел встречи с более чем 13 тысячами школьников, 20-30% уже вернулись в концертный зал, чтобы послушать классику, а еще несколько десятков поразили его своим мышлением и идеями.

"Он был армянином на 1000%": Павел Коган об Араме Хачатуряне и любви к Армении>>

Совсем недавно российский пианист Николай Луганский говорил о необходимости преподавания классической музыки в школах, рассказывает Смбатян, добавляя от себя, что Армения уже запустила этот процесс, продвинувшись таким образом вперед.

Проект также заинтересовал британское издание Rhinegold Publishing, которое посоветовало англичанам перенять опыт армян.

"Мы хотели, чтобы это был оригинальный проект. Пытаемся добраться до областей и вовлечь как можно больше ребят. Хотим, чтобы музыка стала одной из тем их обсуждений, чтобы они чувствовали ее, и для них стало обычным явлением покупать билет и ходить на концерты", – отметил он.

Еще дирижер работает над тем, чтобы Армения воспринималась в мире как страна, выделяющаяся своим подходом к искусству. Именно для этого он приглашает в страну известнейших музыкантов и знакомит их с исполнительским мастерством армянских музыкантов, богатым наследием страны и чрезвычайно гостеприимными людьми.

Трагедия пианиста: гений Иво Погорелич шокировал прессу в Ереване

"Принципиально приглашаю артистов с большим потенциалом, поскольку звать в Армению очень известных артистов, которые уже немного "вышли в тираж", не имеет смысла. Каждый мой гость, приезжая в нашу страну, увозит меседж: Армения — уникальная страна с присущим только ей восприятием искусства. И это все надо увидеть своими глазами, потому что рассказов недостаточно", – рассказал дирижер.

Смбатян обязательно водит своих гостей в музей-институт Матенадаран, чтобы показать потенциал и историю армян, часто - в музей Мартироса Сарьяна, чтобы познакомить с эстетикой и "цветом" страны, в Эчмиадзин - для ознакомления с ценностями народа.

"Просто мне без нее плохо!" Виртуоз Романовский о музыке, "итальянской" Армении и попсе>>

Но самое важное — он дает возможность поработать с оркестром, способным за одну репетицию выполнить такой объем работы, на который другому может понадобиться три дня.