ЕРЕВАН, 6 июл — Sputnik. На этой неделе рабочая группа Российского футбольного союза должна завершить анализ по изменению состава Премьер-лиги: она рассматривает варианты с расширением числа участников с 16 до 18 команд. Подлил масла в огонь президент ЦСКА Евгений Гинер, заявивший, что лигу надо расширять, причем для этих целей можно было бы пригласить клуб из Армении, Беларуси или Казахстана.
Sputnik объясняет, почему от этого будет только хуже, и рассказывает о проблемах с законодательством, с которым уже сейчас столкнулся российский спорт.
С сезона 2020/21 в российском футболе будет действовать новый лимит на легионеров – 8 иностранных игроков при 17 местных. К нему российский футбол шел несколько лет: в последней редакции на поле могли одновременно находиться не более шести легионеров. Однако для начала надо разобраться с термином "легионер", и уже на этом этапе мы окажемся в правовой коллизии. Дело в том, что граждане стран Евразийского экономического союза не должны считаться легионерами вовсе. 29 мая 2014 года в Астане был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, а внутри этого договора есть статья 97, пункт 2, гласящие: "Государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территорий пребывания".
Эти нестабильные армяне, или Шахматная жизнь Армении "после Сержа">>
Если перевести на простой язык: условные армянские или казахстанские футболисты не могут быть как-то ущемлены в правах, однако лимит прямо ограничивает их возможность выступать в российских командах. В Евразийской экономической комиссии ответили на запрос Sputnik и подтвердили данную информацию, заявив, что ведут работу по устранению этого ограничения с 2015 года. "По данному обращению Суд Союза 7 декабря 2018 года принял Консультативное заключение, из которого следует, что пункт 2 статьи 97 Договора является нормой прямого действия и подлежит непосредственному применению", – заявили в ЕЭК. На сегодняшний день из стран ЕЭС только белорусские футболисты не являются легионерами в российском футболе.
Подтверждает это и Юрий Зайцев, спортивный юрист, партнер юридической компании SILA: "Документы предусматривают, что внутри стран-членов ЕЭС должен соблюдаться принцип равенства работников. На спортсменов это также распространяется. Не знаю, почему Российский футбольный союз отменил лимит на легионеров только в отношении белорусских футболистов, возможно, это было предметом отдельных договорённость. Но вообще нормы международного права превалируют над нормами национального законодательства".
С Беларусью ситуация вообще очень интересная: в 2013 году Александр Мартынович, игрок сборной Беларуси и "Краснодара", выступающий в российском чемпионате вот уже девять лет, подал в суд иск к Российскому футбольному союзу. У Александра было два гражданства, однако существовавший тогда лимит трактовался таким образом, что полузащитник числился легионером. В итоге иск был отозван, все вопросы урегулированы в досудебном порядке, а уже в 2018 году игроки из Беларуси перестали считаться легионерами. Это решение также прокомментировали также в ЕЭК:
В рамках Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О равных правах граждан" "лимиты" на граждан Республики Беларусь не распространяются. Кроме того, граждане Республики Беларусь являются гражданами Союзного государства, образованного Российской Федерацией и Республикой Беларусь. На остальных иностранцев "лимиты" по-прежнему продолжают действовать.
Маркиз дель Боске – на какого армянина похож известный тренер>>
Таким образом, нестыковки касаются только игроков из Казахстана, Армении и Кыргызстана. "В то же время Российская Федерация считает, что ограничения, применяемые к профессиональным спортсменам, являющимися гражданами других государств-членов, не являются ограничениями устанавливаемыми и применяемыми в целях защиты национального рынка труда, а являются реализацией государственной политики в сфере профессионального спорта и направлены на создание условий для подготовки спортсменов" – добавили в ЕЭК.
Возвращаясь к Евгению Гинеру: президент ЦСКА, комментируя новый лимит на легионеров, заявил, что увеличить число участников чемпионата России можно было бы за счет состоятельных команд из соседних стран: "Мое мнение - расширять лигу надо обязательно, мы играем очень мало матчей. Может быть, пригласить состоятельный белорусский, казахстанской или армянский клуб. Как играют клубы из Уэльса в Английской премьер-лиге. Это состоятельные клубы".
Идея хорошая, но категорически не реализуемая в текущих реалиях. Во-первых, все тот же лимит на легионеров: например, "Арарат-Армения" или "Пюник" состоят преимущественно из местных игроков – и все они, согласно регламенту, будут являться легионерами. Во-вторых, это невероятные логистические проблемы, а из этого следуют и колоссальные расходы. На сегодняшний день география клубов российской Премьер-Лиги очень разнообразная: здесь и Краснодар, и Уфа, и Ростов-на-Дону, и Тула, и Оренбург, и Грозный. Между условными Ереваном, Астаной или Минском и вышеперечисленными городами практически отсутствует прямое авиасообщение. Это означает, что придется организовывать чартеры, которые даже забитые битком болельщиками (кстати, многие ли фанаты условного "Кайрата" полетят на матч в Самару?) самолеты никогда не позволят отбить, и каждый перелет будет стоить колоссальных средств.
В качестве дополнительной аргументации часто используется увеличение выручки с дней матчей. Да, действительно, на топовые команды будет собираться аншлаг, однако вместе с ЦСКА, "Зенитом" и "Спартаком" потенциальные участники объединенного чемпионата получат условные "Крылья советов" или "Урал", на которые зрители будут ходить точно также плохо, как и на матчи с аутсайдерами внутренних первенств. Но что еще хуже: в отличие от Европы в России и странах СНГ существует прямая взаимосвязь между занимаемым местом и заполняемостью арен на домашних матчах. То есть, если сейчас "Тобол", "Арарат-Армения" и БАТЭ являются действующими чемпионами своих стран, то, оказавшись в РПЛ, все три команды рухнут в середину таблицы – и это только в лучшем случае. Вместе с падением результатов снизится и посещаемость, которую аншлагами на трех матчах компенсировать будет невозможно.
Армянское шалахо и итальянское Felicita - что мы знаем о свадьбе Генриха Мхитаряна и Бетти>>
При этом УЕФА допустила возможность участия зарубежных футбольных команд в чемпионате России, однако это должно быть коллективное решение федераций. "Любая такая идея или предложение будут обсуждаться УЕФА только в случае их представления национальными ассоциациями, их клубами и лигами, поскольку это может стать стратегическим событием в некоторых европейских регионах", - сказали в УЕФА.
Действительно, в Европе существует практика участия команд из соседних стран в более сильных чемпионатах. Самый известный пример – валлийские "Кардифф" и "Суонси", которые ближайший сезон проведут в Чемпионшипе, втором по значимости английском турнире. Однако у их участия имеются глубокие исторические корни, и существует разница между играми с сильными английскими клубами в самой дорогой футбольной лиге мира (обе команды в последние годы выступали в Английской Премьер-Лиге) и борьбой с командами, собранными из студентов. У их участия есть коммерческая привлекательность, да и расстояния в разы меньше. Например, между Кардиффом и Ньюкаслом, самым удаленным из крупных городов Англии и представленным на футбольной карте, расстояние составляет всего лишь 500 километров. Сравните их с 3000 километров между Ереваном и Санкт-Петербургом.
Второй нюанс, который УЕФА никак не разъяснила, это распределение квот на участие в еврокубках. Например, сейчас победители национальных чемпионатов попадают в первый квалификационный раунд Лиги чемпионов – и просто за участие получают деньги от УЕФА. Чем дальше проходит команда, тем выше выплаты. Например, в прошлом сезоне за выход в этот самый первый квалификационный раунд клубы получали почти 300 000 евро, а в случае выхода в групповой этап возможности заработать много денег резко вырастали. Например, за победу в группе УЕФА выплачивает 2.7 миллиона евро, 900.000 за ничью.
Кладбище или пастбище: какие стадионы в Армении больше не возродятся>>
И вот всех этих возможностей команды из СНГ лишатся в тот же день, когда согласятся участвовать в РПЛ – объективно, сейчас уровень игры команды не соответствует попаданию в число трех сильнейших. В Лиге Европы объемы выплат сильно ниже, но даже до них будет не дотянуться – российские клубы сегодня банально сильнее, попасть в еврокубки будет крайне сложно. Так зачем отказываться от практически гарантированного гонорара?
Федерация футбола Армении считает бессмысленным проведение единого чемпионата при участии клубов из разных стран, в том числе армянских команд, и больше не намерена возвращаться к этой теме – именно так ответили корреспонденту Sputnik. И это абсолютно правильно: подобный демарш может привести – и точно приведет – к падению интереса к национальному чемпионату.
И что в сухом остатке? Команды – в минусе, игроки с текущими формулировками в регламенте – в огромном проигрыше, национальные федерации – тоже проигрывают.
Здесь даже здравому смыслу возобладать не нужно: в текущих реалиях никакого объединенного чемпионата не будет. Главное, чтобы ностальгия по временам, когда все матчи проводились в один и тот же день, все команды возвращались через Москву и собирались в бане, оставалась ностальгией, а не переросла в проекты и документы.