Алексей Стефанов, Sputnik
Скрипач Гайк Казазян известен по всему миру – в месяц дает от восьми до десяти концертов, еле успевая переезжать из одной страны в другую. Вот и сейчас Казазян находится на португальском острове Мадейра. Здесь он вместе с Симфоническим оркестром Мадейры исполнил концерт Бетховена.
До этих гастролей Казазян рассказал корреспонденту Sputnik, как стал музыкантом и какую роль в его судьбе сыграл московский меценат-армянин, много лет назад разглядевший в талантливом подростке будущего скрипача.
Жизнь по гастрольному графику
Когда музыканта спрашивают, где его дом, он часто в шутку отвечает, что в самолете.
"В чем-то это – правда. Недавно у меня было огромное турне – целый месяц по Северной Америке, я дал 11 концертов. Играл в консерватории Сан-Франциско (это считается очень престижным). Не успел вернуться, как началось турне из девяти концертов по странам Латинской Америки, в том числе – в Перу, Эквадоре, Аргентине, Уругвае и Чили", - рассказал Казазян.
Вернувшись в Москву, где живет постоянно с 1995 года, скрипач практически сразу принял участие в музыкальном фестивале "Органные вечера в Кусково", которые организует органистка Елена Привалова-Эпштейн в бывшем имении графов Шереметевых.
Казазян отмечает, что во время гастролей практически везде встречается с представителями армянской диаспоры, которые приходят на концерты своего соотечественника. Кто-то из армян заранее связывается с Гайком через социальные сети, договаривается о встрече, об интервью, а кто-то стихийно приходит на выступления и ждет земляка за кулисами.
Англичанам уже предлагают перенять опыт армян: Смбатян рассказал о мистике в своей работе>>
В городе Фресно в Калифорнии, на родине известного писателя Вильяма Сарояна, Казазян однажды даже дал концерт в армянской церкви.
"Организаторами гастролей были армяне, и они попросили, помимо основного выступления, отыграть еще мини-концерт в церкви. Собралось очень много народа. Конечно, было очень приятно", - вспоминает скрипач.
"Пусть играет в футбол": талант разглядели не сразу
Казазян родился 37 лет назад в Ереване, в семье отца-инженера и мамы-бухгалтера. Но музыкантом стал именно благодаря папе – большому любителю классической музыки. В детстве Георгий Казазян и сам играл на скрипке, кларнете, пел, но послевоенное время не дало возможности реализоваться.
"Как мне рассказывали, еще не родившись, я слушал огромную коллекцию виниловых пластинок папы с любимыми композиторами, среди них – Вивальди, Моцарт, Бетховен. А когда мне был год и восемь месяцев, я на слух начал напевать мелодию песни Аллы Пугачевой "Миллион алых роз". Папа вспоминал, как мы шли по улице, я был у него на руках и вдруг начал петь. Прохожие стали оборачиваться и говорить, что на руках у него будущий Челентано", - смеется Гайк.
Правда, певцом Гайк не стал. Когда ему было лет пять, отец отвел мальчика на прослушивание в семью знаменитого армянского композитора Тиграна Мансуряна, с которым дружил. Сестра Тиграна Аракс – известная оперная певица, послушала будущего скрипача и сказала, чтобы мальчика оставили в покое – не заметила она потенциал.
"Пусть играет в футбол и наслаждается детством", - сказала певица.
Сам Гайк считает, что это случилось из-за того, что он был очень стеснительным ребенком, не мог проявить себя и что-то мямлил.
В Москве по воле случая
Но Георгий Казазян все-таки отдал мальчика в музыкальную школу для общего развития, и оно оказалось очень успешным. Вскоре Гайк уже принимал участие в республиканских конкурсах и завоевывал призы. Скрипач не считает, что из-за занятий музыкой лишился детства.
"В 11 лет у меня был дебют с симфоническим оркестром Армении. Сохранилась запись, я недавно ее как раз пересматривал, играю там концерт Мендельсона и цыганские напевы Пабло де Сарасате", - с гордостью рассказывает Казазян.
А в 13 лет юный скрипач принял участие в концерте в посольстве Армении в России.
"Помню, выступали народные артисты Армении, нас снимало телевидение, на концерте присутствовал Михаил Швыдкой (тогда замминистра культуры России – ред.), который в интервью и про меня сказал пару добрых слов. И вдруг ко мне подошел состоятельный человек Левон Оганесян и спросил: "Хочешь жить и учиться в Москве?" Я, как ребенок, автоматически сказал: "Да". Уже потом меценат связался с моим отцом, и он, к моей радости, тоже дал согласие", - вспоминает Гайк.
Оганесян не только помог переехать Гайку вместе с родителями в Москву, но и предоставил в безвозмездное пользование большую квартиру практически в центре российской столицы. От будущего скрипача требовалось только одно – заниматься.
"Он был армянином на 1000%": Павел Коган об Араме Хачатуряне и любви к Армении>>
Гайк поступил в музыкальную школу им. Гнесиных к профессору, народному артисту СССР Эдуарду Грачу, по окончании – в Московскую консерваторию, стажировался в Лондонском королевском колледже музыки.
"Левон Оганесян – человек, любящий музыку, искусство. Я ему очень благодарен за то, что он дал такой старт, толчок. Если бы не он, вовремя заметивший, что мне нужно учиться в Москве, неизвестно, как бы все сложилось", - считает скрипач.
С Арменией в сердце и мечтами о семье
В Ереване Гайк старается бывать не реже одного-двух раз в год. Там у него живет очень много родственников.
"Может, когда-нибудь я туда вернусь или буду жить на два дома. Пока, правда, я занят не тем, где бы жить, а развитием карьеры, мастерства, придумыванием новых проектов. Я и в Московской консерватории тоже преподаю, но сейчас не так много. Пока молодой, пока есть физические силы, крепкие нервы, хорошая память, надо играть. А преподавать можно и в 60-70 лет", - говорит музыкант.
И уточняет, что за судьбой родины, конечно же, следит. Перемены ему нравятся, хотя со стороны было очень трудно разобраться, что же происходило в Ереване.
"Я очень переживаю, болею за родину, хочу, чтобы мои соотечественники жили хорошо. Чтобы судьба армянского государства, армянского народа сложилась достойно. И я горжусь тем, что даже революцию мои соотечественники смогли провести без крови и потерь. Это радует", - поясняет Казазян.
И замечает, что и сам готов к переменам. На сегодняшний день его смело можно назвать завидным женихом – свою половинку он до сих пор не нашел.
"Когда меня спрашивают, почему ты не женишься, я отвечаю: нет времени, гастролирую слишком много. И то, что все время нахожусь в разъездах, конечно, мешает. Общение и романы с девушками закрепляются тогда, когда ты постоянно находишься рядом с человеком. И, кроме того, я человек творческий, – а это тоже накладывает отпечаток", – говорит музыкант.
Звезда во Вселенной – как Гоар Гаспарян распорядилась своим бельканто>>
Вместе с тем, он признается, что с годами понял, кто ему нужен, кого ищет, и сейчас сделать выбор будет гораздо проще. Он уже решил, что когда у него появится супруга, он будет брать ее с собой на гастроли.