"Давай еще одного спасем": армянские семьи опекунов в очереди за счастьем

Опекунство - альтернатива, но не семье, а детскому дому. В последнее время в Армении появилось больше семей-опекунов. Чтобы понять, как работает этот институт, корреспондент Sputnik Армения побывала в таких семьях.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Марианна Пайтян, Sputnik Армения

Артур, Авет и Люси

Анаит Петросян ждала с мужем чуда двадцать три года, ведь пара становится настоящей семьей, только когда появляются дети.

"Артур, Авет и Люсине вошли в мой дом год назад - 10 июля, в 12:15", - рассказывает Анаит.

Когда узнала о программе опекунства, сразу сказала, что не против взять на попечение двух-трех детей, чтобы не разлучать братьев и сестер.

"Давай еще одного спасем": армянские семьи опекунов в очереди за счастьем

"Как только привезли домой, сразу искупали, муж подстриг всем волосы. Сейчас все обязанности разделили так, чтобы детям было максимально комфортно. Например, если я делаю с ними уроки, муж может и посуду помыть, лишь бы я занималась ими", - рассказывает Анаит.

А заветное "мама", которого она ждала долгих 23 года, Анаит услышала уже на второй день опеки. Рассказывая об этом, она задыхается от счастья.

Вначале родственники, да и соседи, отговаривали. Мол, трудно будет, дети не маленькие (Артуру – девять с половиной, Авету - восемь с половиной, Лусине - семь с половиной), слушаться не будут, а у пары нет родительского опыта. Но Анаит решила довериться внутреннему голосу, который упорно твердил, что все получится.

"Так и произошло, это наши ангелы. Конечно, проблемы бывают, как и в любой семье", — говорит Анаит.

"Норутюн чка?": как правильно ответить назойливым "тетям Рипсик" на неправильный вопрос>>

Но проблемы лишь доказывают, что люди, собравшиеся по воле судьбы под одной крышей, действительно стали семьей.

Детям помогают не только с учебой – учат всему, что пригодится в жизни: как вести себя за столом, застилать кровать, экономить электричество – да и просто быть хорошим человеком.

"Давай еще одного спасем": армянские семьи опекунов в очереди за счастьем

По правилам программы опекунства, дети ни в коем случае не должны прерывать связь с биологическими родителями. По словам Анаит, от матери никаких вестей нет: говорят, что она от детей отказалась. А с родственниками по отцовской линии связь поддерживается.

Раньше дети находились на попечении бабушки, но она недавно умерла. Отец, дядя и тетя иногда заходят навестить ребятишек.

Очередей меньше не стало, но уверяют, что станет: "революция" в поликлиниках Армении

А что же будет с детьми по достижении совершеннолетия? Анаит отвечает без тени сомнения: они – мои.

"Артур говорит, мам, женюсь, буду жить с женой в твоей комнате, говорю – хорошо. Авет говорит, что останется в другой комнате, Люси же моя говорит, что кухню надо переделать в комнату. Одним словом, это мои дети, как будто я их родила, мои птенчики, о другом и не думаю".

Каро

Муж Аиды Арзуманян погиб во время страшного Спитакского землетрясения в 1988 году. Долгие годы жила с дочерью, пока не узнала о программе опекунства. Тогда и решила - у нее должен быть сын, а у дочери - брат. В 2007 году в их дом вошел 7-летний Каро – ершистый и немного агрессивный.

Аида вспоминает, что 17-летняя на тот момент дочь поначалу немного ревновала, но теперь жизни без брата не представляет - как и он без нее.

"Сыну уже двадцать один год, и он заботится о своей сестре так, как это делала бы родная кровиночка".

"Инженер" Рафо и его особенный мир: через что приходится пройти родителям детей-аутистов>>

Аида вспоминает, что сначала было очень трудно. Каро не знал, как надо вести себя дома — просто никогда не видел — и был довольно агрессивным. Дожидаться, чтобы он назвал ее мамой, тоже пришлось долго.

А случилось это так. Однажды в гости пришла мама Аиды, к которой мальчик сильно привязался с самого начала. Аида, обращаясь к ней, сказала "мам".

"Видишь она меня называет мамой, а ты ее тетей Аидой, почему не говоришь мама? Я слушала их разговор из кухни. Сын сказал: "хочу, но стесняюсь". Мама пообещала отдать ему все деньги, которые были при себе, если он скажет "мама". Я накрывала на стол, несла в руках блюдо, когда он вдруг подбежал ко мне и сказал: мам джан, дай я понесу". У меня ноги подкосились".

Бабушка слово сдержала и отдала все деньги Каро. А что он? Пошел и на всю сумму купил куриные окорочка для дома, ни копейки на себя не потратил.

Он такой по сей день: с каждой зарплаты бежит покупать подарки своим любимым, а все остальное отдает матери. От былой агрессии не осталось и следа. Каро - самый лучший, самый заботливый парень на всю округу. Он относится ко всем с большим уважением.

"Я ему сказала с самого начала, что он - мой сын и будет хозяином в моем доме. Когда он говорит мне "мам", то обязательно должен услышать в ответ "да, джана". Если вдруг я ответила иначе, то он думает, что мне плохо, или я болею – не по себе ему становится".

"Детей защитить можно, но защититься от них нельзя": озорное видео с участием Джулфалакяна

Аида хочет взять под опеку еще одного ребенка, уже обратилась в соответствующие органы. А предложил это ее сын.

"Давай еще одного спасем, как ты спасла меня в свое время", - сказал он матери.

Аида уверена, что на этот раз будет легче, потому что рядом уже сын и дочь.

Что такое опекунство?

По словам заместителя министра труда и социальных вопросов Армении Жанны Андреасян, с момента действия программы по опекунству, то есть с 2008 года, в такие семьи были переданы 95 детей.

В некоторых случаях связь между "приемышами" и их опекунами/попечителями настолько сильна, что ребенок остается в семье и по достижении совершеннолетия.

Тем не менее, цель программы - не отдалять детей от биологических родителей, а наоборот - сблизить. Важно помнить, что опекунство – это не усыновление, а специализированная оплачиваемая услуга. 

Отметим, что по данным на 2019 год, за каждого ребенка, взятого под опеку, родители получают 132 тысячи 656 драмов, из которых 72, 728 выделяются в качестве заработной платы а 59, 908 драмов - на нужды ребенка.

"Дядя наводил на меня ужас", или Как защитить детей от сексуального насилия>>

По словам эксперта по защите прав детей Григория Григорьянца, опекунство – это альтернатива не семье, а детскому дому. Важно не только поддерживать связь с биологической семьей, но и всячески вовлекать ее в процесс воспитания ребенка. В идеале ребенок должен вернуться в родную семью.