Арам Гарегинян, Sputnik Армения
Армянам не повезло с соседями – мы часто это повторяем, и мало кто с этим спорит (кроме диванных ораторов из соседних стран). Но среди соседей у армян есть и друзья, и в этом нам однозначно повезло. Пусть не очень могущественные и богатые, зато простые и надежные.
В одном государстве с нами живут езиды, греки, русские и ассирийцы. Вместе с армянами они страдали от общего врага, вместе защищались и вместе строили жизнь.
"У нас в роду рассказывают, что турецкие офицеры ассирийцам сказали: "Мы вас не тронем, мы убиваем только армян". Но у нас в сознании глубоко сидело такое правило: христиане не должны друг друга бросать в беде. Да и потом, мы знали, кому верить, а кому – нет. Турецкому офицеру ты бы поверил? Ну вот", - говорит мне пожилой ассириец по имени Эдуард.
Мы идем с ним по селу Димитров, к церкви мат Мариам (так ассирийцы называют Пресвятую Богоматерь).
Несколько месяцев назад ассирийская община забеспокоилась по поводу церкви. В селе три храма: две церкви (мар Кирил и мат Мариам) и часовня Оджах. Их, как и все село, основали ассирийцы, которые обосновались здесь после русско-персидской войны в 1830 году.
Теперь тут вместе с ассирийцами живут и армяне. Многие годы они вместе ходили в эти церкви. Но несколько месяцев назад ассирийцы встревожились из-за позиции одного из священников Армянской Апостольской Церкви. Он заявил, что храм должен быть под покровительством не Православной, а Армянской Апостольской Церкви. Потом он заявил, что церковь уже зарегистрирована в Кадастре недвижимости как Армянская Апостольская, а Совет старейшин села Димитров утвердил это решение.
Ассирийского священника в селе нет: о храмах заботятся простые сельчане. Несколько месяцев назад священнослужитель ААЦ попросил у них ключи от церкви.
"Мы дали ему ключи, а потом он потребовал показать ему документы об основании и возведении церкви. На стене храма есть надпись на армянском, и он хотел доказать, что церковь построили армяне", - говорит жительница села по имени Надежда.
Несколько дней назад, по словам сельчан-ассирийцев, священник собрал бумажные изображения святых и кресты, которые были в церкви, и сжег их. Большие иконы и кресты в церкви не тронуты: речь идет о маленьких, бумажных изображениях, которые распространены и у армян.
"Только зачем он сделал это, не спросив у нас? Пусть бы собрал нас и спросил: "Эти изображения вам нужны или нет?" - говорит Надежда.
Теперь ключи от церкви находятся у священника и еще у нескольких человек. Они и открыли нам церковь. По их словам, священник потребовал сжечь только те несколько крестов, которые были сняты с гробов после похорон и принесены в храм.
"Мы хотим понять, по какому праву священник другой конфессии распоряжается нашим храмом. Почему он потребовал ключи от этой церкви и может открывать и закрывать ее, когда хочет", - говорит нам руководитель Федерации ассирийских общин Армении Ирина Саградова-Гаспарян.
Решение Совета старейшин она тоже считает неправомерным. Передача церкви – вопрос серьезный. Такие вопросы, по ее мнению, должны решаться только путем локального референдума и только с согласия местных ассирийцев. А их даже сейчас в Димитрове живет не менее 30%.
Месяц назад Федерация написала письмо в Первопрестольный Эчмиадзин с просьбой разъяснить вопрос. Ответа пока не последовало.
Как отметила Саградова-Гаспарян, они не считают инцидент умыслом Армянской Апостольской Церкви. И мы даже не хотим обращаться в суд. Мы просто хотим, чтобы нам вернули нашу церковь. Чужого мы никогда не просили и не просим", - говорит она.
По утверждению ассирийцев (и по хранящимся у них документам), церковь мат Мариам была построена в 1868 году. А армянскую надпись на ней сделал один из строителей – армянин.
"Он попросил, чтобы на стене было что-нибудь написано и на армянском. И ему с радостью разрешили. Он написал свое имя, Оваким, и название села, Койласар. А название это ассирийское. Так называлось до революции наше село Димитров, откуда родом и я сама. И по всем переписям населения XIX века в этом селе жили только ассирийцы. Поэтому больше основать церковь было просто некому. Об этом свидетельствуют и прямоугольная конструкция церкви, и деревянные колонны в зале с ассирийской капителью", - говорит Саградова-Гаспарян.
Согласно одному из постановлений правительства, эта церковь вместе с другими ассирийскими храмами Армении внесена в список объектов культурного наследия Араратской области Армении.
"Требовали выдать армян, но наши не сдали" - истории народов, переживших "ататюрков">>
Красноречивее всего о случившемся говорит то, что ни до, ни после инцидента ассирийцы и армяне в селе не пошли друг на друга, "стенка на стенку".
"Да вы что, смеетесь?! Ну, журналисты, чего только не придумают...", – так или примерно так нам отвечали все прохожие в селе, к которым мы обращались с этим вопросом.
От священника ассирийцы ждут объяснений. Имени его мы не называем, чтобы не создавать впечатления, что ищем в этой истории "врагов" или "чужаков". Тем более, что в Армении вообще нет таковых. Достаточно указать простой факт: за пределами исконно ассирийских земель (в Сирии и Ираке) ни одна страна мира не финансирует за государственный счет школы с изучением ассирийского языка. Ни одна, кроме Армении. В республику даже специально приезжают ассирийцы из Москвы, Петербурга, Ростова, чтобы их дети могли изучать в школе родной язык.
Представители общины надеются, что решение по церкви будет принято, исходя из здравого смысла. Если церковь построили ассирийцы, то пусть они ею и распоряжаются. Перед армянами ее никогда не закрывали (сама мысль об этом – это очередной абсурд).
В свою очередь, в Араратской епархии Армянской Апостольской Церкви заявили, что подробности в связи с храмом уточняются.
"Пока что можем отметить, что над одним из входов в церковь есть две надписи на армянском языке. В одной из них упоминается, что церковь реконструировал в 1911 году Оваким Тер-Варданян. На второй – что церковь Пресвятой Богоматери была построена в 1868 году, - говорится в комментарии епархии.
Русской общине в Армении нужны не деньги: депутат Алексей Сандыков раскрыл скобки>>
Отмечается также, что иерей Микаел Нуриджанян уже семь лет посещает село Димитров. В одном из ящиков он заботливо собрал и хранит несколько изображений святых, кресты, принадлежности для обрядов.
Епархия добавляет, что священнослужитель был вынужден вынести из церкви предметы, не имевшие к ней отношения, но оказались в храме, например, кресты с гробов и изображения на бумаге формата A4.