Может ли Армения стать страной чистого золота и меди? Мнение российского бизнесмена

В республике уже несколько лет обсуждают, можно ли не вывозить из страны рудное сырье, а выплавлять из него чистые металлы.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Арам Гарегинян, Sputnik Армения

Один миллиард долларов в год. Примерно столько Армения вывозит металлургической продукции. Только в основном мы производим не чистые металлы, а их полуфабрикаты. Уже несколько лет в республике идут разговоры о том, чтобы поставить в Армении полный металлургический цикл. Только и прежние, и нынешние власти остаются верными концепции либерального рынка. Поэтому никаких особых мер поддержки такие проекты не получают, хотя могут создать несколько тысяч новых рабочих мест – и не только в Ереване, но и в областях.

"Накрылся медный таз": почему экспорт из Армении с начала 2019 года сокращается>>

В первую очередь речь идет о выплавке меди и золота: именно их в Армении добывают больше всего (в пересчете на цену, а не массу). Свое мнение о перспективах таких проектов представил в беседе со Sputnik Армения президент российской группы компаний GeoPromining Роман Худолий. В Армении компания работает на Соткском месторождении (крупнейшем в Армении по запасам золота) и на Агаракском (здесь добывают медь и молибден). Кроме того, компания эксплуатирует золотообогатительную фабрику в городе Арарат.

Медь

Сейчас из Армении в год вывозится примерно на полмиллиарда долларов концентрата меди (сырой руды, прошедшей первую степень переработки). Еще на несколько десятков миллионов экспортируется черновой меди. Последний этап ее очистки (чтобы она стала чистым, промышленным металлом) проходит не в Армении. О возможностях выплавки чистой меди несколько лет назад заявлял Валерий Межлумян – владелец медеплавильного завода в городе Алаверди (принадлежит группе компаний "Валлекс"). Правда, теперь медеплавильный завод стоит, и из республики вывозится только концентрат, о чем мы уже писали. Остается надеяться, что переговоры с инвесторами окончатся успешно.

Теоретически такой завод вполне может окупить себя, считает Худолий. Для его загрузки в республике добывается достаточно меди.

Раньше минимальным порогом эффективности для выплавки чистой меди считались сто тысяч тонн меди в год. То есть, из рудного концентрата или черновой меди, которые привозят на завод, должно получаться не менее ста тысяч тонн чистой меди.

Сменил медь на мед: как Виген из Алаверди укладывает людей на пчел

"Но сейчас есть технологии, которые эффективны уже на 50 тысячах тонн. Правда, технологии эти новые, и их надо проверить на множество нюансов", - подчеркнул Худолий.

Многое зависит от вида руды. Какие-то руды перерабатывать труднее, другие – легче (иными словами, руды бывают упорные и неупорные). Кроме того, есть попутные металлы, которые затрудняют добычу меди (например, свинец). Так что нужно учесть не только количество, но и состав медных руд в стране.

"Так или иначе, мы только за то, чтобы был создан такой завод. Нам самим это выгодно, даже если мы не будем в нем акционерами",- подчеркнул Худолий.

В чем же выгода компании? Агаракский рудник находится в самой дальней от Еревана точке Армении – на границе с Ираном. Отсюда рудный концентрат везут до Черного моря за 900 с лишним километров. А если медь будут перерабатывать внутри Армении, то масса для перевозки уменьшится в четыре раза.

"А если уменьшится груз, то сократятся и расходы на перевозку, а это однозначно выгодно", - подчеркнул Худолий.

Другое дело, что крупные промышленные проекты принципиально отличаются от торговых. Они окупают себя в более долгий срок.

"С инвестициями сейчас везде непросто, все ждут каких-то новых кризисных явлений. Поэтому инвесторы ведут себя прагматично и очень консервативно. Но если нам предложат участвовать в таком проекте, мы с удовольствием его рассмотрим: мы серьезный игрок на рынке и понимаем, какие проекты могут быть оправданными", - подчеркнул Худолий.

Заметим, в советское время в Армении выплавлялась чистая медь и существовало производство кабелей.

Золото

Сейчас золотоносная руда в Армении перерабатывается в сплав золота с серебром (которое тоже присутствует в руде). А окончательно очищают и разделяют эти металлы уже за рубежом. Сплав из республики вывозится на сто с лишним миллионов долларов (в прошлом году – на 175 млн).

Загнанные в угол: на медеплавильном заводе в Армении начались увольнения

Еще в 2014 году Центробанк заключил меморандум со швейцарским бизнесменом армянского происхождения Варданом Сирмакесом, о строительстве аффинажного завода (по выплавке чистого золота). А недавно, выступая в парламенте, глава Центробанка Армении Артур Джавадян заявил, что строительство завода чистого золота может начаться уже в этом году.

Если для чистой меди надо решить вопрос сырья, то для золота – еще и вопрос сертификации. Печатать золотые слитки – это почти как печатать доллары. Чтобы в мире знали, что ваше золото – "три девятки", вы должны получить сертификат от Лондонской биржи металлов. Но так или иначе, прежде всего нужно решить вопрос с сырьем. Хватит ли его?

"В свое время власти Армении привлекали нас как экспертов. Можно отметить, что за последние годы технологии ушли вперед, и теперь выплавку чистого металла можно наладить даже на меньшем количестве сырья. Здесь нужно проводить подробные расчеты", - добавил Худолий.

Правда, прежние расчеты проводились с учетом Амулсарского месторождения. А заработает оно или нет, пока неизвестно. Поэтому с золотом дело обстоит сложнее.

Беседа состоялась по случаю Дня металлурга. В Армении его, по советской традиции, отмечают в третье воскресенье июля. В праздновании участвуют местные горно-металлургические компании и "Южно-Кавказская железная дорога" (ЮКЖД).