ЕРЕВАН, 29 июл – Sputnik. Большинство звонящих на "горячую линию" родителей уверены в том, что их детей недостаточно хорошо обследовали, сказал журналистам начальник центра прав человека Минобороны Армении полковник Алик Аветисян на Центральном сборном пункте в Ереване.
"С 1 апреля мы начали получать многочисленные звонки, связанные с программами "Это я" и "Честь имею", проведением медицинских обследований. Но, например, количество звонков-жалоб в связи с призывом значительно снизилось, по сравнению с прошлым годом - с 200 до 90", - сказал Аветисян.
Тридцать три звонка, связанных с призывом, касались категорий годности призывников к военной службе. Родители жаловались, что после обследования указывались более легкие заболевания, чем есть у призывников на самом деле.
На вопрос Sputnik Армения, сколько из этих звонков стали поводом для начала проверки, Аветисян отметил, что, по крайней мере, по половине из них "начат какой-то процесс".
Что касается звонков, касающихся непосредственно службы, то большинство из них также затрагивают вопросы здоровья (до 30%). Причем обращаются, естественно, по большей части родители.
"К сожалению, наши военнослужащие, руководствуясь понятиями криминальной субкультуры или из-за боязни, сами не жалуются. Но от родителей получаем много звонков, в этом году их уже 18 тысяч", - сказал Аветисян.
Меньше звонков касается вопроса неуставных отношений. По его словам, дворовые законы слишком сильно укоренились в армянском обществе. Но в Минобороны есть воля бороться с этим и продвигать позитивные изменения по части прав человека.
Говоря о бунте в Мегри, он отметил, что были серьезные упущения со стороны командования части. В результате Минобороны отреагировало "хирургическим" вмешательством . Военнослужащие были направлены в различные подразделения, организатор акции служит очень спокойно. Эта ситуация, по его словам, показательная для других командиров частей. Вот к чему могут привести даже небольшие нарушения.
Отдельные звонки обеспокоенных родителей касаются сообщений о том, что в воинской части проводят сбор денег.
"Пытаемся быстро реагировать. Было несколько случаев, когда наши коллеги из военной полиции проводили проверки. Если не ошибаюсь, в одной из частей возбуждено уголовное дело. Мы благодарны тем родителям, которые звонят нам и указывают на проблемы. Каждая проблема, каждый вопрос, озвученный по горячей линии, будет иметь логическое решение", - сказал Аветисян.
Отдельно он коснулся инцидента с нападением на автобус призывников, назвав это "идиотской привычкой". По его словам, такие случаи должны жестко наказываться.
Уже после беседы с журналистами на сборном пункте к Аветисяну обратился один из родителей призывников.
Участник карабахской войны, инвалид первой степени из Армавирской области Аргам Мкрчтян просил отправить сына не слишком далеко, чтобы состояние здоровья позволяло посещать его.
"Он ничем не лучше меня, мы прошли через все это пекло, теперь их черед… пусть служит, но я не могу проехать такую дорогу, чтоб раз в год его повидать", - сказал Мкртчян, отмечая, что просит пойти навстречу не сыну, а ему.
В ответ Аветисян отметил, что понимает все его доводы, но права определять место службы Вараздата Мкрчяна (сына) без жеребьевки не имеет (в итоге Вараздат все-таки будет служить в Карабахе - ред).
Он также пояснил журналистам, что у Вараздата плоскостопие, иногда бывают кровотечения из носа. Это предполагает ограничения на службу, но прав на предоставление льгот по части места службы не дает.
"Максимум, что можем сделать – это проконтролировать, чтобы он проходил военную службу с незначительными ограничениями", - отметил Мкртчян, призвав звонить на "горячую линию" в случае возникновения проблем.
Военные в беседе со Sputnik Армения пояснили, что с подобными вопросами и просьбами родители подходят часто – у кого-то нет одного из родителей, кто-то на попечении деда и бабушки, у кого-то больные родители.
Делать исключение для кого-то одного было бы несправедливо.
Центр занимается вопросами защиты прав человека, выработки антикоррупционной политики, эффективного управления. В их ведении находится также "горячая линия" Минобороны 1-28. Особенно активно центр работает во время призыва.