При первом знакомстве, да и при втором тоже, порыв премьер-министра увидеть сборную Армении чемпионом Европы по футболу кажется нереалистичным, а вот если речь идет о шахматах, то почему бы и нет? С шахматами однажды получилось, но ведь и с футболом похожее тоже случалось: кто мог подумать, что осенью 1973 года ереванский "Арарат" станет чемпионом СССР, а заодно и выиграет кубок страны? Но ведь выиграл и стал!
Этот заветный 2050-й: вокруг обещаний Пашиняна ломаются копья>>
"Хорошо, – скажет беспристрастный наблюдатель, – Бог с ним, с футболом, на поле может всякое случиться, но смотрите, о чем толкует Пашинян дальше!".
А дальше и впрямь: то ли плакать, то ли смеяться, то ли поминать Никиту Хрущева с его бессмертным "Догнать и перегнать Америку!". В случае с эксцентричным вождем СССР получилось разве что с кукурузой. Что выйдет с прожектами неудержимого Пашиняна, сложно представить.
А тут не думать, тут рожать надо, чтобы к 2050 году нас стало пять миллионов. Разнарядка спущена, пора приступать. При этом не забывать, что даже если понаедут отовсюду и не станут уезжать куда попало, рожать все равно нам, и рожать все равно здесь (Тем временем от нас убыло еще 8,2 тысячи человек. Правда, впервые за всю историю наблюдений в Армении зарегистрирована пара чибисов, оставшихся у нас зимовать).
Чтобы не приставать к молодым женщинам с бестактными вопросами, полистаем справочник. Больше всего в Европе в роддома ложатся шведки, и хотел бы я видеть армянку, которая откажется от самого длинного в мире оплачиваемого отпуска (восемнадцать месяцев), ежемесячного пособия всем детям до восемнадцати лет, бесплатного проезда в общественном транспорте, возможности трудиться неполный рабочий день. И это еще не вечер. Вечер предлагают провести в специальных кинотеатрах для мам с колясками.
Что нужно, чтобы и у нас было, как у них? Вот именно: надо жить в стране, которую хотели бы догнать и перегнать другие, чтобы страна стала маяком.
Сводить концы с концами надо уже сегодня, или Почему армянским политикам нужно бдеть>>
Еще немного из занимательной футурологии Пашиняна: создать полтора миллиона рабочих мест, решить вопрос занятости двух с половиной миллионов человек, ликвидировать безработицу, превратить Армению в промышленную страну, в пятнадцать раз увеличить ВВП, создать, как минимум, пять армянских технологичных компаний стоимостью выше десяти миллиардов долларов и десятью тысячами сотрудников. Еще слова и еще цифры, навевающие мысли о потолке.
Остановимся, переведем дух, взглянем окрест себя. В то, о чем говорит Пашинян, жители и гости Степанакерта, может, и верят, но в Ереване такие миражи уже не катят.
Услышав про самую сильную в мире армию и самую прозорливую разведку на планете, наш обыватель выглядывает в окно, видит "эвересты" гниющего мусора и говорит то, что каждый день говорит каждый из нас: "Вы бы, ребята, прежде у себя под носом навели порядок, а с антропогенными объектами, засорившими околоземную орбиту, чуть позже разберемся".
Вот такой кордебалет в борьбе с космическим мусором, провозглашенной одной из первоочередных задач армянской науки.
Состояние экономической невнятности, в которой, по мнению многих наблюдателей, зависла сегодня Армения, – не лучшая стартовая площадка для прорыва к заоблачным высотам. А премьер говорит, говорит и говорит… Откуда такая речистость?
Месседж Пашиняна, или Зачем Армении остро нужны "безумные идеи">>
Конечно, для премьера, тем более, полагающего себя народным, ничего предосудительного тут нет: набравший в рот воды руководитель навевает тоску и подозрения. Отойти и тихо слиться с ландшафтом – это не для правителя, но фонтанирующий футурологическими эскападами вождь – тоже не подарок. Золотой поведенческой середины пока не наблюдаем, видим неуемную страсть к бурным монологам о счастье.
Ковать его в одиночку не получится, надо, чтобы поверили все, и чтобы все в едином порыве... Как в 1914 году в Америке, когда власти попросили соотечественниц отказаться от корсетов с металлическими пластинами. Из сэкономленного материала удалось построить два военных корабля, но американки остались без нижнего белья (проблему решила некая домохозяйка Мэри Фелпс Джейкоб, сшившая из двух носовых платков первый в Соединенных Штатах бюстгальтер). Можем ли так и мы? Ответа пока нет.
Можем ли мы сказать, что премьер водит нас за нос из вредности и говорит то (иной раз в стихах), во что сам не верит? Кажется, тоже нет. Пашинян и впрямь мечтает о богатой, умной и сильной стране с доступным здравоохранением, 15 миллионами туристов в год и 25 олимпийскими медалями у сборной Армении.
То, что с этим пока не задается, не повод думать, что не получится никогда. Автор лишь о том, что иногда хорошо молчать труднее, чем хорошо говорить. Еще труднее – хорошо работать!