Карине Арутюнян, Sputnik Армения
Мы в Артике, в гостях у семьи Габриелян, где подрастает десять детей. Отец семейства с четырьмя сыновьями уехал на заработки в Россию. Дома остались мать и три девочки (старшие дочери уже давно вышли замуж). У меня много вопросов к многодетной матери Наире, но покамест мы просто болтаем, можно сказать по-домашнему.
Наира провожает нас на второй этаж, который только недавно отремонтировали – первый все еще в полуразрушенном состоянии. Женщина что-то дает понять глазами девочкам восьми-девяти лет. "Ага, мам, сейчас", — тут же откликаются Мариам и Сюзи, широко при этом улы6аясь.
— Я кофе не пью вообще, — говорю я, догадавшись, на что намекала Наира.
— Да как же ты так живешь? — искренне удивляется она, опять что-то усиленно давая понять глазами дочерям.
"Соломенный" туризм в Армении: где заночевать иностранцу, если денег нет>>
Не успела я достать руку и блокнот, как девочки выросли словно из-под земли с тарелкой холодного нарезанного арбуза, переводя сияющие глаза с матери на меня.
Девочки держатся немного особняком, сохраняя от нас приличную дистанцию, и явно сильно стесняются. Прошу их подойти и принять участие в нашей беседе. Они усаживаются рядом с матерью, но почти ничего не говорят.
Наира тоже не из болтливых – стесняется. А при виде нашего фотографа, вообще впадает в панику. "Вы и фотографировать должны", — сетует она, боязливо прикрывая лицо рукой.
Женщина, родившая подарившая жизнь четырем сыновьям и шестерым дочерям, вышла замуж в 17 лет. Говорит, что никогда не задавалась вопросом о количестве детей – оставила на волю случая.
Наире уже 45. На вопрос, планирует ли она рожать еще, женщина смеется.
"Давай еще одного спасем": армянские семьи опекунов в очереди за счастьем>>
"У меня уже трое внуков. Моя младшенькая, Гаяне, на 4 года младше внука".
Четырехлетняя Гаяне держится за подол платья материи и со смехом косится на меня: "интересно, поняла ли я, что речь о ней".
Одна из дочерей Наиры тоже вышла замуж в 17 лет, вернее, сбежала с любимым человеком, потому что мать была против раннего замужества.
"Помирились с дочкой?", - спрашиваю я.
"Ну а как иначе, а то дочь быстренько бы мне припомнила, что я сама в 17 замуж выскочила", - говорит наша героиня.
Тяжело вздыхая, Наира добавляет, что летом дом всегда пустеет, потому что муж с сыновьями уезжают на заработки.
"Норутюн чка?": как правильно ответить назойливым "тетям Рипсик" на неправильный вопрос>>
"Мы привыкли к шуму и гаму, к полному дому. Радуюсь, когда смотрю, как дети играют, спорят друг с другом — дом должен быть таким. Но нужно решить вопрос с приданым для дочери, школьникам нужна новая одежда и обувь, зимой нужны дрова. Хотя скоро уже буду получать пособие, милостью божьей, потихоньку все наладится", — обнадеживает женщина нас и себя.
Когда речь заходит о счастье, женщина интересуется, есть ли у меня дети. Чувствуя себя неловко перед многодетной матерью, признаюсь, что не замужем и детей нет. Наира с улыбкой говорит, что когда у меня появятся дети, тогда я и пойму, что такое счастье.
"После каждого ребенка счастье удваивается, даже перестаешь обращать внимание на трудности. Да, они были, но когда смотришь на детей, на полный дом, забываешь обо всем", — говорит она и добавляет, что счастье не измеряется деньгами.
Мы много чего обсуждаем, но женщина мысленно уже с сыновьями, а девочки беспокойно ерзают на месте, хотят поиграть. Выходим из дома, и тогда только дети начинают проявлять интерес: выглядывают с балкона, машут рукой на прощание и провожают нас с широкой улыбкой.
"Рады, что мы уезжаем? Ладно, больше не приедем", — говорю я.
Четырехлетняя Гаяне, не проронившая за это время ни слова, вдруг начинает меня уговаривать "приезжайте еще, приезжайте…".
"Дядя наводил на меня ужас", или Как защитить детей от сексуального насилия>>
В министерстве труда и социальных вопросов Армении в ответ на наш запрос сообщили, что по положению на 1 июля 2019 года в системе оценки обеспеченности семей зарегистрировано (или получают пособие) 8566 семей с четырьмя или более детьми. Кроме того, нам сообщили, что за третьего и четвертого ребенка государство выплачивает семьям 1 миллион драмов (около 2000 долларов), а начиная с пятого ребенка по 1.5 миллиона драмов (около 3000 долларов) за каждого.