Первый камень того самого дома в селе Джаджур на севере Армении, в котором вырос Минас Аветисян, был заложен вскоре после его появления на свет – в 1929 году. А родился Минас в 1928-м.
Как рассказал нам сын живописца Арман Аветисян, строился дом в три этапа: "Во второй период строительства появились большая комната, кухня, небольшой погреб и хлев. А потом уже папа построил студию наверху".
Во время Спитакского землетрясения 1988 года дом Аветисянов был разрушен. Сыновья художника давно хотели восстановить его, чтобы впоследствии превратить в дом-музей Минаса, но сделать это своими силами не получилось.
Позже на средства Фонда "Линси" было построено совершенно новое здание – галерея, где выставляются работы живописца. Она открыла двери для посетителей в 2005 году.
"Во что же превратится родительский дом, раз музей уже действует? Есть идея сделать это чем-то вроде гостевого дома, где смогли бы останавливаться и творить деятели искусства из разных уголков мира", - говорит Арман.
В его планах – основать своеобразный "очаг искусства" в Джаджуре, место, куда стекались бы люди творческие для создания своих шедевров, как это в свое время делал его отец. Не исключено также проведение фестивалей.
Арман уверен, что данная инициатива помимо прочего будет способствовать также развитию села, которое после распада СССР оказалось в довольно запущенном состоянии.
Вопрос восстановления дома все это время висел в воздухе. Но теперь инициативой заинтересовались в Комитете по градостроительству Армении. По словам сына художника, финансирование, скорее всего, будет как со стороны государства, так и частных инвесторов.
"Уже приехали архитекторы. Они сейчас нумеруют камни, чтобы максимально точно восстановить дом. Знаете, это не просто строение, но своего рода мистическое место…", - говорит Арман и делится с нами семейным преданием.
История эта, предшествовавшая как основанию отчего дома Минаса, так и его рождению, мягко говоря, необычная…
"Обыкновенное чудо"
"Высокая пожилая женщина приходит пешком в наше село и спрашивает, где живет Карапет. Ей показывают дорогу к дому моего деда", - начинает свой рассказ Аветисян.
Женщина настаивает на том, чтобы Карапет отправился на каменный рудник неподалеку от Джаджура. По словам старушки, во сне ей явилась Богоматерь и сказала, что под камнями спрятан святой "Нарек", которого непременно должен найти Карапет из Джаджура. Речь, конечно же, о "Книге скорбных песнопений" великого армянского поэта, философа и богослова Григора Нарекаци, которая, по народному преданию, обладает особой силой исцеления.
"Они не были знакомы и никогда не видели друг друга… Дед мой подумал, что она сумасшедшая и попытался прогнать ее, но она настойчиво приходила на протяжении целой недели. В конце концов, соседи начинают упрашивать деда, мол, Карапет джан, жалко ее, пожилая женщина пешком каждый день приходит (кстати, никто так и не узнает, откуда приходит загадочная старушка, знают только, что издалека), сходи с ней разок на рудник", - рассказывает мой собеседник.
Только чтобы избавиться от нее, Карапет соглашается. Вдвоем они отправляются на рудник и начинают перебирать камни.
"Ну вот, видишь, ничего нет", - доставая один камень за другим, ворчливо произносит Карапет Аветисян, как вдруг под большим камнем видит завернутую в тряпки и покрытую воском книгу в серебряной оправе.
Весьма удивившись и где-то даже испугавшись, он пытается отдать ее старушке, чтобы она взяла ее и ушла. Но та отвечает: "Нет, Мариам Аствацацин (Богоматерь. – ред.) не велела мне оставить книгу себе, она лишь сказала помочь тебе найти ее. Ты должен отнести и хранить ее в доме, который построишь…"
Односельчане, узнав об этом, понимают, что произошло чудо. Все они как один обещают строго хранить тайну и клянутся молчать о находке, времена-то ведь были уже другие — советская эпоха.
"Если бы коммунисты узнали об этом, книгу сразу бы сожгли, а деда – арестовали. Как бы то ни было, после этого случая дед берется за строительство дома. Тогда же появился на свет мой отец – Минас. Для меня все это очень символично…" - говорит Арман.
Где же находится "Нарек" сейчас? По его словам, из страха перед коммунистами родственники спрятали книгу в одной из стен дома, выложили нишу красным туфом с вырезанным на нем крестом, а затем все застроили.
"Когда дом рушится во время землетрясения 1988 года, книга пропадает. Мне удалось найти лишь камень с крестом. Его мы, разумеется, оставили у дома, чтобы использовать, когда придет время. Но, к сожалению, потом не нашли. Вероятно, кто-то его просто украл. Но камень с крестом я видел своими глазами", - говорит мой собеседник.
Он также добавил, что часто и подолгу гостил у деда, который прожил 102 года и умер незадолго до землетрясения.