Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
Местом и датой рождения проекта "Возрождение имени", по словам его руководителя Григория Скворцова, можно считать работу в 2014 году на месте разрушенного захоронения 500 советских воинов в Полоцке.
В четверг в мультимедийном пресс-центре Sputnik Армения состоялся видеомост Ереван-Сухум, где сейчас находится Григорий Скворцов. Он и рассказал о судьбе более 700 воинов из Армении, не вернувшихся из немецких концлагерей, об обстоятельствах их пленения и местах их захоронения в странах Восточной Европы.
Вообще, говорит Скворцов, за время Великой Отечественной войны в немецкий плен попали около шести миллионов солдат и офицеров Красной армии. Около 700 000 остались на Западе после освобождения в 1945 году силами антигитлеровской коалиции. Более пяти миллионов человек погибли, но, по необъяснимому решению советских властей все сведения о военнопленных были засекречены. Матери, отцы, сестры и братья, жены и дети все это время знали только то, что им сообщали военкоматы: "пропал без вести".
Между тем, немало было и тех, кто умудрился пережить фашистские концлагеря и, по возвращении, сразу попал в исправительно-трудовые лагеря НКВД.
Расстрел без правил: тем, кто убивал своих, солдаты-армяне руки не пожимали>>
"Причины, по которым люди, пережившие немецкие лагеря, были осуждены дома, в основном политические. Сроки полагались от двух до восьми лет, иногда и больше. Около 1 миллиона 200 тысяч человек военнопленных оказались в советской зоне, из них более 900 тысяч получили сроки от военных трибуналов, а потом умирали в лагерях НКВД. Так что кто-то из этих людей похоронен на территории концлагерей, а многие – в советских лагерях-колониях, в том числе – жители Армении", — сказал Григорий Скворцов.
Семьи этих людей до сих пор уверены, что их родные пропали без вести. Смысл инициативы "Возвращение имени" состоит в том, чтобы устранить историческую несправедливость и вернуть имена, которые пытались вычеркнуть, его родственникам.
В списке тех, кто был призван в армию из Армении, более 700 человек: армяне, русские, азербайджанцы, евреи, езиды… Все они попали в плен в разных обстоятельствах, и ждала их в общем, похожая судьба. Представленные Скворцовым документы – в основном учетные карточки фашистских концлагерей в Германии, Румынии и Литве.
Все эти документы, говорит Скворцов, были известны советскому командованию с 1944 года, с того момента, как началось освобождение территорий, оккупированных фашистами, концлагерей и пленных, в них находившихся. И все эти документы были засекречены, их убирали в архивы, вместо того, чтобы сообщить родственникам.
Документы, сохранившиеся в архивах, действительно уникальны. Команде Скворцова удалось найти на этот момент 650 бумаг, относящихся к жителям только Еревана, не считая остальной республики. И если удастся найти их родственников, то оборвавшаяся на полуслове, зияющая пустотами история семей станет полной, и можно будет навестить место захоронения солдата.
Вот, например: коммуна Далум, город Линдгрен, Нижняя Саксония, Германия. Там был концлагерь, и там захоронены останки нескольких жителей Еревана: Магарян Абрам, Аветисян Георгий, Мелконян – его имя в документах указано неразборчиво. Вообще, трудность такой работы еще и в том, что армянские фамилии и имена приходится восстанавливать в русской транскрипции с записей по-немецки, грешащих неточностями и фонетическими ошибками.
Братская могила армян, азербайджанца и русского: в Москве ищут родных павших солдат ВОВ>>
Другая проблема в том, что современная Румыния очень неохотно идет на подобные контакты, стараясь не афишировать тему концлагерей на ее территории, хотя у городов Брашов и Будешти были большие и страшные лагеря.
С течением времени, рассказывает Скворцов, немецкие и румынские работники концлагерей для военнопленных обнаглели настолько, что уже даже не записывали фамилии – люди тысячами приходили, и тысячами же уходили в небытие. Но внутри самих лагерей заключенные составляли списки от руки, веря если не в собственное освобождение, то в то, что эти списки хотя бы когда-нибудь попадут к своим, а значит – к родственникам.
Узники страшного Майданека, что располагался на территории Польши, засекречивались советскими службами однозначно. Зачем это было нужно – логичного ответа нет, и все такие документы были рассекречены лишь в 2007 году, после соответствующего указа президента РФ Владимира Путина. Григорий Скворцов выразил надежду, что в Армении и Нагорном Карабахе удастся найти семьи военнопленных Великой Отечественной.
…Асмик Погосян, узнав о видеомосте Ереван-Сухум, пришла в надежде найти сведения о дяде - Мнацакане Мисаковиче Керяне. Мама Асмик всю жизнь не теряла надежды узнать хоть что-нибудь о брате, призванном в армию летом 1941 года. В начале войны воинское соединение, в котором служил Мнацакан, находилось в Иране, затем было переведено на фронт, а с 1942 года о нем не было никакой информации. Они обращались и в германские, и в местные архивы – безрезультатно.
И лишь в 2001 году один из бывших военнопленных-армян, родом из Гавара (тогда – Нор-Баязет), обратившихся к германскому правительству за соответствующими компенсациями, рассказал им, что встретил своего земляка, Мнацакана, весной 1943 года, в колонне военнопленных под Таманью.
Так что теперь последняя информация об этом человеке датирована 1943 годом и, быть может, удастся найти какие-либо документы, к нему относящиеся. Григорий Скворцов выразил готовность рассмотреть индивидуально дела первых обратившихся, в порядке исключения – ведь речь идет о сотнях тысяч человек.
"Бессмертный полк" в Армении объявил сбор фотографий участников ВОВ для акции в России>>
Проект "Возвращение имени" проводится совместно с Министерством обороны Абхазии уже три года, а с 2019 года к числу информационных партнеров присоединился Sputnik Армения.
Подробно со списками военнопленных можно ознакомиться по этой ссылке.