ЕРЕВАН, 15 авг — Sputnik, Лаура Саркисян. После завершения модернизации автомобильной дороги Коби-Гудаури в Грузии армянские перевозчики могут уже и не думать о поиске альтернативных путей сообщения с Россией. Об этом директор логистической компании "Сати" Макар Аракелян сказал в интервью Sputnik Армения.
Речь идет о крупном проекте строительства дороги Коби-Квешети (ведущей к КПП "Верхний Ларс"), в рамках которого будет реконструирован участок Коби-Гудаури. Зимой этот путь периодически закрывается из-за снегопадов.
Согласно проекту, власти Грузии намерены построить дорогу длиной 22,7 километра, шесть мостов и пять тоннелей, в числе которых и девятикилометровый тоннель под Крестовым перевалом. Это будет один из самых длинных тоннелей и одно из самых сложных инженерных сооружений в Европе.
На днях премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе заявил, что проект о строительстве будет окончательно подписан в течение ближайших дней. Строительство новой скоростной магистрали, ведущей к российско-грузинской границе, начнется до конца 2019 года.
"Это позволит перевозчикам из Армении избавиться от проблем, многочисленных пробок, которые возникают на пути из Грузии в Россию", - сказал Аракелян.
Армения нашла сразу две альтернативы "Верхнему Ларсу": Иран поможет выйти из блокады?>>
По его словам, после завершения строительства весь год дорога будет открыта для грузоперевозок в Россию. И тогда армянские перевозчики не будут ломать голову над поиском альтернативы "Верхнему Ларсу".
Вместе с тем, по прогнозам Аракеляна, реализация проекта завершится в лучшем случае через 3-4 года.
Тоннель без модернизации
Как отметил директор компании, зимой и летом у грузоперевозчиков возникают проблемы: из-за закрытия дороги и очередей на КПП компании несут большие финансовые убытки.
К примеру, зимой автомобильное движение на Крестовом перевале периодически закрывается из-за опасности схода лавин и сложных метеорологических условий. После завершения проекта проблема будет полностью решена. Таким образом, строительство двухполосного тоннеля под Крестовым перевалом полностью решит проблемы на пути из Грузии в Россию.
Вместе с тем, по мнению Аракеляна, дорога дорогой, однако не стоит забывать и о пропускной способности КПП "Верхний Ларс". Большие скопления на КПП бывают особенно летом, в туристический сезон.
"Большое значение имеет увеличение пропускной способности КПП", - считает директор компании.
Кстати, этот вопрос в 2020 году Россия намерена решить путем реконструкции КПП "Верхний Ларс". Это позволит довести пропускную способность до 3800 транспортных средств в сутки. Изначально при строительстве КПП предполагалось, что через него в день должны проезжать 170 грузовых, 200 легковых машин и 30 автобусов. Между тем, в 2019 году через "Верхний Ларс" в среднем проезжает около 650 грузовиков и примерно 1700 легковых машин в день. В наиболее загруженный сезон (с конца мая по сентябрь) эти показатели резко повышаются.
Нужна ли альтернатива?
И все же, с точки зрения Аракеляна, Армения должна найти альтернативный путь для грузоперевозок на случай форс-мажорных ситуаций.
Одни эксперты наиболее выгодным называют альтернативный маршрут Нар (Северная Осетия) — Гори, проходящий по территории Южной Осетии. Он длиннее дороги, ведущей к Ларсу, на 80 километров, но осетинский маршрут предпочтительнее из-за более комфортных климатических условий и рельефа, но недоступен по политическим причинам.
Другие предлагают проложить маршрут через Иран. Согласно одному из вариантов, армянские товары могут быть доставляться из Еревана в Джульфу (город на северо-западе Ирана – ред.), оттуда — в Туркменистан, Казахстан или в российские города – в Оренбург или Омск. Есть и другой вариант: грузы из Еревана переправляются в иранский город Энзели, а оттуда на пароме в морской порт Оля Астраханской области России. Однако и их непросто запустить.
В свою очередь власти Армении предлагают перевозчикам на случай форс-мажора мультимодальный тип перевозок: из Еревана в Поти по железной дороге или автомобильном пути, оттуда в российский порт Новороссийск паромом и потом в другие города России.