Эрдогану светит игра на два фронта: военные действия Дамаска против турок стали явью

Попытки развязать "идлибский узел" путем мирных переговоров в первую очередь предпринимала Москва. Дипломаты почти год переливали из пустого в порожнее, изо всех сил оттягивая критический момент. Однако вечно такое состояние длиться не могло, поскольку террористические группировки, засевшие в провинции Идлиб, с каждым днем наглели все больше.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения

В ситуации вокруг Сирии президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поступил в свойственном ему стиле – тянул до последнего, пока смог хоть как-то договориться с американцами касательно левобережья Евфрата. В какой-то момент вдруг выяснилось, что в вопросе курдов Вашингтон готов идти на какие-то уступки. И тогда Анкара решила, что готова вести войну на два фронта – и на северо-востоке Сирии, и в Идлибе.

Эрдоган решил, что разобрался с американцами и курдами, теперь можно взяться за Идлиб

С американцами турки договорились о том, что на левобережье Евфрата разместят порядка десяти то ли наблюдательных постов, то ли полноценных военных баз. В принципе, непонятно, на какую глубину вглубь сирийской территории будет создан так называемый пояс безопасности. Американцы твердили о 15 километрах. Анкара жестко стояла на своих условиях — 40 километров вглубь и на 150 километров в длину — это вся протяженность сирийско-турецкой границы к востоку от Евфрата. Позиция турок понятна: чем дальше от их государственной границы будут расположены курдские позиции, тем лучше. Ведь главную угрозу своей территории Анкара чувствует именно там, где есть опасность возникновения курдской автономии (а то и новой государственности).

Наступление продолжается: сирийская армия окружила город в провинции Идлиб

Переговаривались при закрытых дверях, так что курды до сих пор не понимают, предали ли их американские партнеры-патроны или же смогли отстоять интересы союзников перед турками. Как бы то ни было, реальностью в этой части сирийско-турецкой границы является десятитысячная военная группировка турецкой армии. Она ожидает отмашки из Анкары, чтобы вторгнуться на сирийскую территорию в север-восточных районах. Опыт подобного вторжения у турецкой армии есть – тот же Африн до сих пор находится под контролем Анкары.

Сирийская армия освободила два населенных пункта и высоту в Идлибе – СМИ>>

Похоже, в какой-то момент Эрдоган пришел к выводу, что споры с американцами как-то "устаканились" и пора браться за Идлиб, где изначально у него были завязаны руки. Ведь еще в прошлом году в октябре турецкий президент обещал своему российскому коллеге Владимиру Путину разрулить ситуацию в идлибской провинции. Как известно, там скопилось порядка тридцати тысяч штыков – остатки разбитых по всей сирийской территории террористических группировок. На самом деле разрулить ситуацию и организовать эффективную зону деэскалации Анкара так и не смогла, да особо и не пыталась. Скорее создавала впечатление, что очень старается, при этом договариваясь с полевыми командирами террористических группировок.

Когда против турецкой армии действует сирийская авиация

Сейчас оказывается, что Турция попросту отыгрывала время, давая возможность печально известной "Хайят Тахрир аш-Шам" (террористическая организация, запрещенная в России. - ред.) подготовиться к сопротивлению. Подмяв под себя все остальные разрозненные группировки, организовав из них сильный, боеспособный кулак, "Хайят Тахрир аш-Шам" в какой-то момент начал активно действовать. Под ракетный обстрел попадали не только позиции регулярной сирийской армии, но и населенные пункты. Были жертвы среди гражданского населения. Ракеты боевиков достигали даже Латакии, которая, казалось, находится на достаточно безопасном расстоянии.

Сирийская армия перекрыла линии снабжения боевиков в провинции Идлиб

В Дамаске решили, что настало время ответного удара по террористам, поскольку именно тогда Анкара демонстративно умыла руки, сконцентрировав усилия на курдском факторе в северо-восточных районах. А в Идлибе Эрдоган решил обойтись минимумом, логически рассудив, что "Хайят Тахрир аш-Шам" сам повоюет не хуже турецкой армии. Анкара просто преподнесла боевикам, запертым в идлибской провинции, роскошный подарок – порядка тридцати единиц бронетехники, под завязку загруженных оружием и боеприпасами.

Обстановка в Сирии вновь накалилась — кто разогревает Идлибский котел>>

Сделано это было в критический момент – когда регулярные подразделения сирийской армии окружили и фактически взяли под контроль город Хан-Шейхун. Это населенный пункт, который давно уже является опорным пунктом для командования "Джебхат ан-Нусры" (террористическая организация, запрещенная в РФ. - ред.) — основателей и руководителя "Хайят Тахрир аш-Шам". Именно тогда сирийская армейская разведка узнала о том, что в идлибскую провинцию движутся турецкие БТР, груженные оружием и боеприпасами. Это оружие должно было помочь террористическим группировкам продержаться как можно дольше, хотя уже понятно, что освобождение Идлиба уже не за горами. Наступило время действовать сирийской авиации.

Вашингтону нужна предельная напряженность в Идлибе

Колонна остановилась в окрестностях населенного пункта Мааррет-эн-Нууман, а дальнейшее передвижение вглубь идлибской территории невозможно из-за бомбардировок авиацией. Известен, кстати, и конечный пункт колонны – именно тот самый Хан-Шейхун, где боевики "Джебхат ан-Нусры" стоят насмерть. Даже из того, насколько жестко бьются террористы за каждый населенный пункт, можно сделать вывод, что определенная договоренность между турками и вооруженными группировками есть. Подобные догадки существовали с самого начала, да и поведение Турции в Идлибе подсказывало, что особых стараний Анкара не прилагает и надежную деэскалационную зону создавать не хочет – невыгодно.

Анкара и Вашингтон должны согласовать детали по "зоне безопасности" в Сирии – Чавушоглу

А колонна турецкой техники, передвигающейся по шоссе Дамаск – Алеппо, только подтвердила наличие подобной договоренности. Логика действий Анкары проста – кто контролирует Идлиб, тот будет диктовать условия в Африне. В городе, контроль над которым турки считают своей победой, одним из главных своих достижений в сирийской кампании. Однако Дамаск, равно как и поддерживающие его Москва и Тегеран, с подобным раскладом сил не согласен. Африн придется возвращать, а туркам ну очень не хочется этого делать. Вот и заварили кашу в Идлибе.

Расклад сил вокруг Идлиба складывается следующий. Иран старается не вмешиваться, чтобы не испортить отношения с Турцией. Европейцы, у которых свои серьезные интересы в западных сирийских регионах (в первую очередь речь идет о французах), требуют немедленного прекращения боевых действий в провинции. Американцев складывающаяся ситуация устраивает в том плане, что у Дамаска руки попросту связаны идлибскими событиями и будет не до левобережья Евфрата. Вашингтон надеется, что ситуация там будет напряженной достаточно долгое время. Настолько, чтобы союзники США – курды – смогли бы максимально укрепиться…