Здесь начинается Армения, или О тех, кто живет на стыке трех границ

Эта пограничная застава несет службу на стыке трех границ: армянской, грузинской и турецкой. И уже многие десятилетия, здесь служат пограничники самых разных национальностей.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Арам Гарегинян, Sputnik Армения 

На северо-западе Армении, у горного озера Арпи, сходятся три границы – Армении, Грузии и Турции. Несколько месяцев назад местные селяне "задержали" здесь туристов. На вопросы "кто? куда? зачем?" туристы показали разрешение на въезд от нацпарка "Озеро Арпи" и что-то объясняли. Но их никто не понял: поди отыщи в далеком селе, в разгар сенокоса, знатоков немецкого или английского. Тогда вызвали инспекторов из охраны нацпарка и пограничников. Поняв, в чем дело, селяне долго извинялись перед гостями и желали хорошего отдыха.

Здесь начинается Армения, или О тех, кто живет на стыке трех границ

Кто-то усмехнется и скажет: жизнь у людей не удалась, кроме сена ничего не видят, вот и самоутверждаются, играя в бдительных вояк. А на самом деле у этих сельчан осталась "старая ереванская" привычка, от которой ереванцы уже отвыкли. В домах тут не запирают двери: кто зашел, тот и гость. Встречают здесь и непрошеных гостей, только уже не дома.

Здесь начинается Армения, или О тех, кто живет на стыке трех границ

Два километра до другого государства 

"Когда Союз уже распадался, и в Карабахе все уже начиналось, нам пограничники сказали, что турки по самой границе наставили пулеметчиков", - рассказывает Сос Мурадян из села Еризак.

До границы с Турцией здесь два километра. По ту сторону – Карсская область. Многие жители этого края – внуки и правнуки спасшихся от истребления там.

"Я сказал: "Тут на каком посту людей не хватает? Давайте автомат, я стрелять не разучился еще". Дали, поднимаюсь на вышку, вижу – а с той стороны уже и танк пригнали, и дуло прямо нам на посты наставили. Я колени напряг и стою. А мне офицер говорит: "Не боись, это они так, страху нагоняют". Так и вышло: постоял танк, покуражился, да и уехал. По советской-то границе черта с два бы он выстрелил. Но и мы тогда на постах лишними не оказались, я так думаю", - вспоминает Мурадян.

На заставах Ленинаканского (Гюмрийского) погранотряда ФСБ РФ служит много армянских пограничников. Кто-то – из местных сел, кто-то - из Гюмри, из Севана, а кто-то и из Еревана, да еще и с Третьего участка. Всех его друзей и соседей, оставшихся дома, этим летом донимала жара. 

"Ну, а я вот тут спасаюсь", - улыбается пограничник. На его посту, в разгар лета, всего лишь плюс 7-8 градусов.

Здесь начинается Армения, или О тех, кто живет на стыке трех границ

С конца осени здесь – бескрайнее море снега в человеческий рост. Больше ничего и никого. Снаружи надо выкапывать себе дорогу лопатами, а внутри на заставе, в тесных комнатках, надо вместе прожить четыре-пять месяцев.

"Люди часто ссорятся на ровном месте, совсем из-за пустяков. В городе это видят сплошь и рядом, уже и замечать перестают. А здесь мы... Как вам объяснить... Не то, что стараемся не ссориться, а мы отвыкли от этого. Когда возвращаемся домой, так непривычно бывает, когда люди препираются долго, или в лицо кричат друг другу. Да вы ешьте, вот мы вам дыню с арбузом нарезали..."- угощают нас пограничники. 

Лука Дудка

С советского времени в старых ереванских школах остались стенды с фотографиями Героев Советского Союза из Армении. В одной из школ фотографии были испачканы ручкой. Кому-то показалась смешной фамилия Лазаря Чапчахова.

Здесь начинается Армения, или О тех, кто живет на стыке трех границ

Этот летчик-истребитель погиб в апреле 1942 года под Новгородом, спасая товарища, и стал первым армянином, удостоившимся звания Героя во время войны. А кто-то посмеялся над именем и фамилией "Лука Дудка". Этот офицер отправился на фронт из Ленинаканского пограничного отряда и погиб в апреле 1945-го.

"Уже в начале боя Лука Минович был тяжело ранен, но не оставил своих бойцов. В атаку повел их сам лично. Форсирование Днепра он осуществил с минимальными потерями. В этой блестяще проведенной операции Луку Миновича Дудку отличали не только командирская зрелость, но и личная отвага". Старую газету с описанием подвига своего командира на заставе хранят до сих пор.

В Ленинаканский отряд, на заставу у озера Арпи, молодого пограничника перевели в начале 30-х прошлого века. Жизнь командира и его семьи сплелась с Арменией, а местные жители стали его друзьями и помощниками. До Победы он не дожил две недели.

Здесь начинается Армения, или О тех, кто живет на стыке трех границ

"Нам оказали честь и доверие нести службу здесь, на заставе имени Героя Советского Союза Луки Дудки. Здесь у нас создан и музей, в нем мы храним личные вещи товарища полковника – пограничную форму с зеленой фуражкой, его боевые награды и фотография", - говорит один из офицеров.

Лука Дудка был украинец, из крестьянской семьи. Здесь, в Ленинаканском отряде, он защищал жителей Советской Армении от разбойных банд, перебегавших с турецкой стороны воровать скот и имущество. До него и вместе с ним эту службу несли красноармейцы самых разных национальностей.

"В 1924-1926 годах пограничники отряда разгромили несколько десятков бандитских групп. В этих боях смертью героев пали комендант участка Кичкин, командир отделения Картинин, политбоец Надирадзе. Яркую страницу в боевую летопись отряда вписали пограничники 30-40-х годов: Пискарев, Новожилов, Джандиери и многие другие". Это описание истории Ленинакакского отряда. Сейчас тут служат пограничники и из Ширакской области (где расположен отряд), и из остальной Армении, и из Москвы, Калининграда, Хакасии, Татарстана.

Тысячи пограничников

Местное население – лучший помощник и союзник пограничников. Если в округе появляются незнакомые или подозрительные люди или машины, пограничники тут же об этом узнают.

В журнале по истории заставы, в биографии полковника Дудки, об этом написано: "Правильно понимая задачи пограничных войск, он часто встречался с местным населением, проводил разъяснительную работу, воспитывал юных друзей Красной Армии".

Здесь начинается Армения, или О тех, кто живет на стыке трех границ

Эта работа совсем не была формальностью, отчета ради. Перелистнув страницу, читаем: "Активную помощь пограничникам оказывали трудящиеся Армении. Только за четыре года (1932-1935 гг) жителями пограничных сел и районов было задержано 102 нарушителя".

Российские офицеры, которые служат на этой заставе, уже прошли от местных "курс обучения". Все они знают хотя бы несколько слов по-армянски (хотя местные очень хорошо говорят по-русски). Кроме того, они уже научились делать шашлык и играть в нарды. А поскольку тактических умений им не занимать, иногда удается обыграть сослуживцев-армян. Ну, а самому важному друг друга учить не приходится.

"Я тут больше десяти лет. И по-моему, не в столице, а здесь можно увидеть настоящую Армению. Здесь не запирают двери. Можно зайти в дом к знакомому человеку, и вам сразу накроют на стол. Никто не спросит, зачем вы пришли и что вам нужно. Даже незнакомый человек может поделиться с тобой самым необходимым. Потому что без взаимной поддержки в этих краях можно просто не выжить. Если человек когда-нибудь попадал в снежный буран при минус тридцати, он поймет, о чем я говорю", - говорит нам офицер, приехавший из Калининграда.

Здесь начинается Армения, или О тех, кто живет на стыке трех границ

На заставе такое понятие, как "офицерский доппаек", отсутствует - офицеры питаются в одной столовой с сержантами и рядовыми. На зимние месяцы здесь завозят продукты и поровну их делят. Как, собственно, и в остальное время года.

И в заключение. Разумеется, не все здесь можно видеть и знать. Но можно и нужно рассказывать об офицерской и человеческой чести, о порядочности, умении забывать о себе и выручать других – без деления на национальности.