ЕРЕВАН, 3 сен– Sputnik. Интеграционный выбор Армении остается прямо связанным с безопасностью, развитие же экономики, в первую очередь, зависит от внутренней политики, сказал Sputnik Армения заведующий кафедрой политологии Ереванского государственного университета Гарик Керян, говоря о решении Армении присоединиться к ЕАЭС ровно шесть лет назад.
3 сентября 2013 года президент Армении Серж Саргсян, после нескольких лет переговоров с ЕС о подписании договора об Ассоциации, неожиданно заявил о намерении присоединиться к Евразийскому экономическому союзу.
По словам Керяна, если бы в 2013 году Ереван подписал договор об Ассоциации с ЕС, то это, как и вступление Армении в ЕАЭС могло иметь как положительные, так и отрицательные стороны.
Если говорить о позитивных моментах, то нужно отметить, что Европейский союз состоялся как структура, туда входят развитые страны и в экономическом, и в политическом плане.
"Если входишь в ЕС или хотя бы подписываешь договор об Ассоциации, то становишься ближе к самой развитой "семье" в мире", - сказал Керян.
С другой стороны, нельзя исключать ряд негативных моментов, в том числе, связанных с геополитическим положением Армении. В первую очередь это то, что ЕС после четвертого расширения (когда туда вошли более десятка стран) резко "заморозил" этот процесс. О новых членах сейчас разговора не идет, только программы соседства – то же Восточное партнерство.
"А для Армении это значит всегда быть каким-то придатком и не знать, ты когда-либо станешь частью этой семьи или нет. Даже такие проевропейские страны как Грузия или Украина не имеют никаких надежд на вхождение в ЕС в обозримом будущем", - отметил Керян.
Кроме того, в ЕС сейчас идут такие процессы, как "брексит", глубокие экономические кризисы в Греции, Португалии, эмиграция и экономическое опустошение в Прибалтике, Болгарии, Румынии.
Пашинян рассказал, какие вопросы обсуждались на заседании межправсовета ЕАЭС>>
Нахождение в одном экономическом блоке с развитыми странами для слабых или средних экономик иногда создает тяжелую ситуацию.
"Третий самый важный негативный момент – ЕС не дает нам гарантии безопасности. Какие рычаги есть у Евросоюза для воздействия на Турцию или Азербайджан для предотвращения войны – эти вопросы либо имеют "нулевой" ответ, либо его не имеют", - отметил Керян.
Что касается ЕАЭС. Эта структура слишком молода, сюда входят не самые развитые страны - в сравнении с ЕС. Экономические модели их управления не предполагают резкого развития при вхождении в Евразийский союз.
"Кроме того, члены ЕАЭС имеют серьезные разногласия во внешней политике. Например, Беларусь и Казахстан во многих вопросах, интересующих Армению, имели иную позицию, чем Ереван", - сказал Керян.
Еще одним негативным моментом является отсутствие границы с ЕАЭС. Напряженные отношения Грузии и России еще более усугубляют этот факт.
Но, с другой стороны, важно то, что Россия дает Армении определенные гарантии безопасности. Именно это было одной из причин того, что в 2013 году тогдашний президент Серж Саргсян заявил о вступлении в Союз.
"Нужно понимать, что в военно-политическом плане находиться в ОДКБ, а в экономическом – в ЕС, это абсурд", - отметил Керян.
По его мнению, военно-политическая интеграция это более важная интеграция, чем экономическая. Вопрос безопасности диктует внешнеполитический вектор развития.
Он считает правильным политику "и, и" – вступление в ЕАЭС и подписание Соглашения с ЕС в 2017 году. Этот договор с ЕС не был с восторгом воспринят в Москве, но это был правильный шаг.
Что касается возможности экономического развития в рамках ЕАЭС, то, по словам политолога, прошло слишком мало времени для каких-то итогов, нужно еще лет 5-10. При этом 200-миллионный рынок ЕАЭС может способствовать развитию экспортного производства страны.
"Сейчас сельскохозяйственная продукция из Армении в этих странах пользуется спросом", - отметил Керян.
"Закулисье" Межправсовета с круизом и джазом: как отдохнули премьеры стран ЕАЭС>>
Кроме того, Армения может стать связующим звеном для стран ЕАЭС, например, с Ираном, а возможно и ЕС. Но Ереван должен сам делать серьезные шаги для обеспечения развития экономики. Провал сроков строительства трассы "Север-Юг", который должен превратить Армению в транзитную страну, в этом плане непозволителен.