Армен Акопян, Sputnik Армения
Армянский Джермук на протяжении десятилетий был популярным курортом, служил оздоровительным центром. Город, по большому счету, и был создан специально на территории с минеральными и целебными источниками. И теперь, когда говорят о разработке золоторудного месторождения — Амулсара — всего в 10-12 километрах от Джермука, именно большинство местных жителей и выступают против подобных проектов в первую очередь.
Директор, учредитель Центра развития туризма в Джермуке Нарек Мирзоян также выступает против разработки Амулсарского золоторудного месторождения. Точнее, он выступает за то, чтобы Джермук оставался и развивался бы в качестве оздоровительного и туристического центра, а не превратился бы в рабочий городок для объекта горнодобывающей промышленности, затерянный в пыли взрывных работ и шумихе от большегрузов, не считая всего прочего в этой отрасли.
В беседе с корреспондентом Sputnik Армения, комментируя последнюю встречу премьер-министра Армении Никола Пашиняна и жителей Джермука в Ереване, Нарек Мирзоян сказал: "Думаю, мы пока не получили ответа на вопрос, который нас интересовал, а именно — будет ли эксплуатироваться золотой рудник или нет. Просто мы думали, что уже будет четкое решение и нам дадут конкретный ответ, но, к сожалению, четкого ответа нам не дали".
Премьер Армении назвал возможные сроки начала разработки Амулсара>>
Что касается встречи премьер-министра Пашиняна с представителями компании "Лидиан Армения", то наш собеседник приветствует подобный шаг, ведь должны быть услышаны все стороны. Более того, для Нарека Мирзояна были бы желательны двусторонние или трехсторонние встречи, то есть чтобы премьер-министр, представители населения Джермука и "Лидиан Армения" встретились бы лицом к лицу и получили бы четкие ответы на интересующие их вопросы.
По наблюдениям Нарека Мирзояна, негативный настрой жителей Джермука в вопросе эксплуатации Амулсарского золоторудного месторождения остается неизменным.
"Как год назад, так и сегодня, позиция значительной части населения по поводу разработки месторождения, думаю, остается прежней. Заверяю, никто ни в чем нас не направляет. Мы четко понимаем, что через несколько лет после разработки месторождения достанется нам в наследие. Учитывая то, что Джермук на протяжении многих лет являлся оздоровительным центром, где главным достоянием служат минеральные воды, мы не хотим эксплуатации рудника, хотя и компания утверждает, будто от этого не будет никакого вреда для минеральных источников и сферы туризма. Полагаю, это отнюдь не так", - отметил он.
На вопрос, насколько эти утверждения соответствуют действительности, Нарек Мирзоян ответил: "Пятьдесят на пятьдесят".
Директор Центра развития туризма Джермука подчеркнул, что если что-то и должно добываться в Джермуке, то это исключительно лечебная минеральная вода.
Более того, Нарек Мирзоян твердо верит в то, что Джермук и близлежащие общины могут активно развиваться за счет предоставления услуг в сфере оздоровления минеральными водами, туризма, производства минеральной воды и IT-технологий.
Что касается развития IT-сферы, то Джермук в этом направлении только делает первые шаги, однако налицо большие перспективы для расширения и реализации потенциала в данной отрасли. Уже тот факт, что в Джермуке пока нет филиала центра креативных исследований "Тумо", может служить свидетельством о необходимости восполнения этого пробела. Кроме того, было бы неплохо подумать о создании современного молодежного развлекательного центра. В любом случае, Нарек Мирзоян подчеркивает, что Джермук можно развивать за счет ресурса минеральных вод и оздоровительного туризма.
Царукян сам готов участовать в акции протеста против эксплуатации Амулсара>>
Он, как и представители туристического бизнеса в Джермуке, считает, что инвестиции должны быть направлены не в горнодобывающую промышленность и проекты эксплуатации золоторудного месторождения недалеко от курортного города, а в туристический сектор.
"У нас развитая инфраструктура, и мы можем принять за год столько туристов, сколько приедет. Если Джермук рассматривать в качестве туристического центра, это принесет куда больше пользы городу, нежели его превращение в объект горнодобывающей промышленности. Мы не хотим, чтобы Джермук превратился в рабочий городок", - подчеркнул Нарек Мирзоян.
Что касается туристической инфраструктуры, то, по словам нашего собеседника, в настоящее время в Джермуке действует гостиничный комплекс, способный принять одновременно 1700-2100 гостей. Только два из этих комплексов не функционируют зимой. Каждый гостиничный комплекс обеспечивает в среднем 70, а в активный туристический сезон до 100-120 рабочих мест. Это не считая объектов питания.
По словам нашего собеседника, с 2012-го турпоток в Джермук с каждым годом увеличивался и уже достиг показателя порядка 50 тысяч туристов в год. В этом году туристические компании Джермука, можно сказать, открыли для себя еще и новый рынок. В частности, за последние три месяца Джермук посетили многочисленные туристические группы из разных стран, в особенности из Филиппин и Израиля.
Как отмечает Нарек Мирзоян, понятно, что в случае эксплуатации золотого рудника, расположенного всего в 10-12 километрах от города, многие туристы просто не захотят приехать в Джермук. А это будет означать если не уничтожение, то спад туристической и курортной привлекательности города с неизбежными негативными последствиями для целого ряда сфер.
Тем самым, если сторонники разработки золоторудного месторождения хотят быть относительно сытыми сегодня и в течение последующих нескольких лет, то сторонники сохранения и развития Джермука как курортного города требуют, чтобы сыты и здоровы были их дети и внуки, чтобы природа этих мест сохранилась не только до заветного 2050 года, но и дольше.