Ашот Сафарян, Sputnik Армения.
Армянские импортеры автомобилей в последнее время часто жалуются на то, что транспортные средства по пути в Армению "раскулачиваются", то есть с них снимаю отдельные детали.
Как известно, с 1 января 2020 года в Армении вступают в силу нормы ЕАЭС, что приведет к росту таможенных тарифов на импортируемые из третьих стран автомобили. Чем ближе сроки, тем стремительнее растет поток машин в Армению. Граждане пытаются завести максимально большое количество транспортных средств, чтобы потом их продать по более высокой цене и на этом заработать. При этом львиная доля автомобилей за последний год импортировалась из США, так как импорт японских автомобилей, в большинстве своем праворульных, в Армению запрещен.
Однако, не всегда автомобиль доезжает до владельца в том состоянии, в котором он его приобрел. Причем, как рассказали опрошенные Sputnik Армения импортеры, "раскулачивание" происходит как в грузинском порту Поти, откуда машина доставляется в Ереван, так и в самой Армении.
Парламент Армении принял решение по импорту праворульных машин>>
"Очень часто, при перевозке в открытых контейнерах, из машины снимаются детали в самой Армении - по дороге в Ереван. Крадут в основном катализаторы, салонные коврики, гаечные ключи и так далее", - говорит один из импортеров на условиях анонимности.
Сотрудница одной из компаний-импортеров подержанных автомобилей рассказала, что автомобили завозятся из США в открытых и закрытых контейнерах. Стоимость перевозки в закрытом контейнере выше в среднем на 300-400 долларов, но безопаснее. Контейнер опечатывают в США и распечатывают уже в Ереване. В таком случае можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что автомобиль доедет до конечного пункта в целости и сохранности.
Иначе обстоит дело с открытыми контейнерами. Они, как отмечалось выше, дешевле, но высока вероятность того, что либо в американском порту, при погрузке, либо в грузинском Поти при разгрузке, с автомобиля могут снять какие-то детали. Но, в основном, этим "промышляют" в Грузии.
Как показывает практика, особую цену представляют катализаторы в выхлопной трубе, так как в них в небольшом количестве содержатся золото и платина. Хорошим спросом у скупщиков краденого пользуются и коврики - особенно если автомобиль относительно дорогой и новый. Так, цена оригинальных ковриков Mitsubishi Lancer стоимостью в 6-8 тысяч долларов, составляет порядка 25-30 тысяч драмов (55-65 долларов).
Кроме того, зачастую компании-импортеры машин обманывают покупателей, обещая им перевозку в закрытом контейнере и за это взимая больше денег. Доверчивый покупатель платит, но в итоге машину перевозят в открытом контейнере.
Проблема в том, что даже при самом большом желании невозможно полностью застраховать автомобиль от посторонних посягательств (речь идет о перевозке в открытом контейнере – ред.).
Автомобиль выгружается в грузинском Поти, оттуда его везут в другой пункт, где и происходит последующая погрузка на контейнер с целью доставки в Армению. И детали изымаются в самом порту. Бороться с этим практически невозможно. В итоге новому владельцу машины приходится дополнительно докупать отдельные аксессуары и запчасти.