Марианна Пайтян, Sputnik Армения
Все началось с оказавшегося на свалке каркаса "Жигули". Меружан Карапетович Петросян, учитель физики и математики, нашел выброшенный "скелет" автомобиля около 30 лет назад. Жестяная коробка показалась ему не такой уж негодной, как бывшему владельцу.
Петросян перевез каркас домой и начал осуществлять свой давний план – конструировать автомобиль фактически из ничего. Родственники, соседи, знакомые стали дарить ему или продавать за небольшую сумму ненужные автозапчасти.
Так он собрал детали от автомобилей УАЗ, "Нива", ЗИЛ, ГАЗ-2401, ГАЗ-52, "Жигули" и даже Mercedes. Если каких-то деталей не хватало, то Петросян изготавливал их сам из разных железок, многое находил на свалке машин: например, капот от ЗИЛа. А из деревянных ящиков, предназначенных для снарядов, собрал кузов и получился настоящий грузовой автомобиль-мутант.
По специальности Меружан Карапетович – не машиностроитель, не автомеханик, но у него "золотые руки", как и у многих его родных, ведь родился он в семье мастеровых.
"К нашему ремеслу примешано искусство", - говорит дед Меружан.
Он отмечает, что в его родном селе Зак, что в Джавахке, не найти дома, где бы он чего-нибудь не смастерил.
Окончив физико-математический факультет пединститута в Кировакане (нынешний Ванадзор), Меружан Карапетович с 1968 года работал в школе родного села учителем математики, физики и черчения.
Вертолет из автозапчастей: разработка армянского электрика может пригодиться стране?>>
Но для трудоголика, каким всю жизнь был Петросян, одной лишь работы мало. Параллельно преподаванию школе, трудился в местном ДОСААФ, давал уроки вождения в автошколе. С гордостью рассказывает, что на республиканских соревнованиях по вождению в Грузии его ученики заняли 3-е место, его фотопортрет повесили на стену в министерстве просвещения, а потом еще и медаль вручили.
В середине 80-х он переехал из Джавахка в Армению, поселился в Джрвеже. Долгие годы проработал заместителем директора в местной школе. Продолжал преподавать вождение, да и увлечение свое не забросил. Возделывал сад и строил дом своими руками.
Во время этой работы понял, что его автомобиль ГАЗ-24 – совсем не то, что ему нужно. Тогда-то и возникла идея создать универсальный автомобиль (пассажирский и грузовой одновременно).
"Армянский автопром жив": школьник из Сисиана катает друзей на своем "Хищнике">>
За все время эксплуатации автомобиль ни разу не подвел своего владельца: в кузове вместительностью 600 килограммов Меружан Карапетович перевозил стройматериалы, овощи, выращенные на собственном огороде, даже ездил в Ахалкалаки.
"Это мой товарищ по работе, он служил мне верой и правдой", - говорит Петросян и ласково глядит на свое изобретение.
Кстати, сотрудники ГАИ долго ломали голову над тем, как же зарегистрировать эту конструкцию. После осмотра выяснили, что автомобиль не имеет ни одного изъяна и зарегистрировали как 11-местную пассажирскую машину. А поскольку у автомобиля есть конкретный автор, то он и должен был предложить название модели.
"Ну, я как создатель предложил им написать P.M.K (инициалы мастера на латинице – ред.) – Петросян Меружан Карапетович", - рассказывает Меружан Карапетович.
Он вспоминает, как в первые годы эксплуатации автомобиля сотрудники дорожной полиции часто его останавливали, осматривали автомобиль, интересовались, где была произведена машина. В ответ Меружан Карапетович шутливо говорил, мол, "произведена в стране Джрвеж". Они также удивлялись пометке "11-местный автомобиль".
Позже Петросян вновь обратился в дорожную полицию с просьбой дать такую характеристику в техпаспорте, чтобы при проверках не возникало проблем. В конечном счете, машину оформили как автомобиль "модели P.M.K, вид – грузовой, тип кузова – пикап, марка - HOME-MADE".
"Зарядник" для самолетов и любовь к чистой энергии прославили сирийскую армянку>>
По его словам, люди не раз обращались к нему с просьбой собрать такой же автомобиль для них, кто-то даже предложил обменять на "Ниву". Но дорожная полиция предупредила: это – авторская работа, поэтому только он может управлять этой машиной, а вот продать ее или передать кому-то по доверенности он не имеет права. Но дед Меружан и не думал продавать или обменивать своего "железного коня".
"Родное детище ни на что не променяешь", - говорит он и добавляет, что машина приносит ему удачу.
За столько лет не было никаких серьезных происшествий, лишь недавно произошла небольшая авария, да и то не по его вине.
Дед Меружан начал было конструировать новую машину, но забросил: зрение уже не то. Теперь он предпочитает больше читать и проводить время в окружении детей и внуков.