За ночь трижды вызывать "скорую" и не только: вся правда о работе армянских официантов

В сфере услуг действуют весьма жесткие правила. Работники этого сектора должны уметь улыбаться вопреки плохому настроению и сохранять самообладание в любой ситуации. Sputnik Армения расскажет, что скрывается за приветливостью официантов, парикмахеров, санитаров и др.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Лилит Арутюнян, Sputnik Армения

Работа официанта в любой стране, в том числе в Армении, считается неплохой подработкой. Несмотря на то, что зарплата, как правило, не очень большая, общий заработок вместе с чаевыми получается весьма приличный.

"Не заплатила и ушла": вся поднoготная армянских салонов красоты

Однако здесь достаточно много минусов. Во-первых, официанты много времени проводят на ногах. Иногда приходится буквально бегать по семь-восемь часов подряд и таскать тяжелые подносы. Естественно, боли в ногах и в спине практически неизбежны. Во-вторых, выходные почти никогда не бывают свободными, ведь суббота и воскресенье – самые загруженные дни для ресторанов и кафе.

Мы побеседовали с девушкой, которая проработала официанткой около четырех лет в ресторане одного из фешенебельных отелей Еревана, а также с молодым человеком, который уже шесть лет занят в той же профессии.

Щедрость вопреки невоспитанности

Наша собеседница считает плюсом работы официанта общение с людьми.

"Каждый день встречаешь новых людей, заводишь знакомства. Нередко получала памятные подарки от клиентов. С некоторыми из них до сих пор общаюсь", - говорит она.

По словам девушки, идеальный клиент — это в первую очередь вежливый и воспитанный человек, который к тому же оставляет щедрое вознаграждение.

Пробился в "дамки", или К чему парикмахер из ереванского Бангладеша так и не привык в США

Она с сожалением отмечает, что часто встречаются грубые и не очень воспитанные посетители, которые могут чем-то обидеть, а официант, согласно правилам, должен продолжать улыбаться.

"Местные армяне, как правило, оставляют хорошие чаевые, но зачастую могут повести себя с обслуживающим персоналом крайне неуважительно. Кстати, между местными жителями и нашими соотечественниками из-за рубежа, в частности, с приехавшими из Европы армянами, налицо огромная разница", - говорит наша собеседница.

Что касается армянок, бывшая официантка условно делит их на два лагеря. В первую категорию входят дамы образованные, хорошо воспитанные, которые обычно оставляют символические чаевые. Вторая группа – это в основном спутницы состоятельных мужчин, которые к персоналу относятся с пренебрежением, даже с некоторой издевкой, говорят в приказном тоне. Но такие клиентки чаще всего оставляют солидные чаевые.

Жуткий инцидент в аэропорту "Звартноц" — официант пролил на 3-летнюю девочку кипяток>>

Самый ужасный клиент, по словам нашей собеседницы, — это тот, кто вечно и всем недоволен.

"Бывает, когда гостю не нравится еда, но по душе атмосфера заведения или же сервис, случается и наоборот. Но есть такие клиенты, которым никогда и ничего не нравится, как ни старайся, не угодишь", - говорит она.

Кроме того, официанты не любят дебоширов, псевдо-знатоков кулинарии и несостоявшихся эстетов и, конечно же, скупердяев. Последняя категория – самая ненавистная…

Симпатия – превыше всего

Наш другой собеседник — уроженец Еревана — на протяжении почти 6 лет проработал официантом и менеджером в самых разных заведениях столицы — от сети недорогих ресторанов до пабов. Но три года назад он перебрался в Гюмри и теперь работает в самом европеизированном кафе города.

Во Франции мужчина застрелил 28-летнего официанта из-за опоздавшего заказа

По его мнению, самое главное в работе с клиентами – эмоциональная связь. Если удается ее установить, то и работа в радость, и о чаевых особо не заботишься.

"Личная симпатия важнее всего. Когда гость приветливый, воспитанный, доброжелательный, ты с удовольствием делаешь свое дело. Однажды я один обслужил компанию в составе 40 человек. Счет составил 300 тысяч драмов (более 600 долларов). Они расплатились картой и не оставили чаевых. Однако меня это нисколько не задело, поскольку общение с ними было одно сплошное удовольствие", - говорит наш собеседник.

Кстати, он тоже считает, что коммуникации и контакты – лучшее в работе официантов. Нередко посетители того или иного заведения становятся друзьями и даже работодателями. Однако, признается он, порою попадаются клиенты, которые даже не удосуживаются поздороваться с официантом.

"Бывает, подходишь с улыбкой, здороваешься, а тебе даже не отвечают или недовольно косятся. Тогда сразу портится настроение, уже не хочется подходить к этому столу", - рассказывает молодой человек.

Он тоже подметил, что армяне из разных стран сильно отличаются друг от друга. Так, наши соотечественники из России — это клиенты, олицетворяющие две крайности.

Официант напал с ножом на коллег в ереванском ресторане "Араи Амроц"

"Это либо хорошо воспитанные, приятные и очень щедрые люди, либо же, напротив, скупые и грубые клиенты, которые невежливы в общении, считают, что раз они живут в достатке, то могут позволить себе пренебрежительное отношение, а обслуживающий персонал им априори что-то должен", - говорит наш собеседник.

Местных армян наш герой тоже делит на две категории. Первые – это мужчины и женщины, которые ведут себя с персоналом очень фамильярно, любят "наезжать" на официантов и вечно всем недовольны. Но во вторую группу входят такие, кто общается ласково и очень дружелюбно.

"Это мои самые любимые гости, и, к счастью, число таких намного превышает число первых. Это жены, бабушки или мужья из традиционных армянских семей, которые, обращаясь к тебе, с искренней теплотой скажут "тха джан" ("сынок джан") или "джанит мернем" (ласковое обращение на армянском, которое в буквальном переводе означает "умру за тебя". - ред.). Особенно в Гюмри таких людей очень много. И еще, они всегда оставляют хорошее вознаграждение за твой труд", - с улыбкой говорит наш собеседник.

Официант вернул почти полмиллиона долларов женщине, что не оставила ему чаевых>>

Что касается чаевых, то молодой человек утверждает, что хороший официант без такого вознаграждения никогда не остается и зарабатывает в день как минимум 5 тысяч драмов (чуть более десяти долларов).

Погорячившийся грузин и забывчивые девушки

Наш собеседник рассказал два курьезных случая из своей практики. Один из них связан с грузинским кинорежиссером, который, оказавшись в Ереване, решил выпить в одном из пабов. Выпил много, а когда заказал очередную двойную порцию коньяка, бармен, случайно ли, специально ли, но налил всего 50 граммов.

"Майрик, счет, пожалуйста!" В Армении открылся ресторан, где официанты - пенсионеры

"Я не успел оглянуться, как наш гость затеял драку. Вместе с барменом они вышли разбираться на улицу. Мне пришлось их разнимать, а после везти грузина до места жительства, поскольку он был пьян в стельку. В итоге оказалось, что у него алкогольное отравление. Пришлось остаться с ним на ночь. Я раза три вызывал "скорую". Проснувшись на следующий день, он ровным счетом ничего не помнил о событиях минувшего дня", - рассказывает молодой человек.

Второй случай произошел в Гюмри. В кафе зашла девушка, с виду явно не местная, но армянка. Она сделала серьезный заказ и ушла. Вернулась спустя три-четыре часа уже с подругой. Помимо многочисленных блюд, они заказали также две бутылки вина. Сидели долго, а после пожелали расплатиться в евро. Когда девушкам сказали, что это невозможно, они обещали найти обменный пункт, разменять валюту и вернуться. Они вышли — и поминай как звали…

"Признаться, они мне очень понравились, я и предположить не мог такой сценарий. В любом случае пришлось идти в полицию, поскольку сумма была не маленькой (около 200 долларов), а расплачиваться пришлось бы мне. Впрочем, обошлось без заявления, руководство кафе не стало взимать неоплаченный счет с моей зарплаты", - с улыбкой завершил свой рассказ наш собеседник.

Он не исключает, что барышни могли просто забыть, что не расплатились, и не поминает их лихом.