ЕРЕВАН, 23 сен — Sputnik. Армения встанет перед серьезными финансовыми проблемами в случае расторжения концессионного договора с ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) о передаче системы железнодорожного транспорта республики в управление ЮКЖД (ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога"). Об этом заявил Sputnik Армения эксперт в области энергетической безопасности Ваге Давтян.
Минтранс РФ ранее, 20 сентября, сообщил, что правительство России прорабатывает возможность прекратить управление железнодорожной системой Армении.
Паралич для железных дорог
В случае расторжения договора, по словам Давтяна, железным дорогам Армении грозит полнейшая парализация.
"Достаточно отметить, что в случае преждевременного расторжения договора об управлении железнодорожной системой, Армения практически окажется без подвижного состава. Дело в том, что согласно договору от 2008 года, весь подвижной состав, а это около 2500 единиц (тяговые составы, пассажирские, грузовые вагоны), полностью был приобретен российской компанией", - сказал Давтян.
То есть, по словам эксперта, сформируется ситуация, при которой Армения сохранит железную дорогу, инфраструктуру без возможностей для осуществления перевозок.
В этих условиях армянская сторона может быть вынуждена выкупить проданный ранее подвижной состав, а это чревато довольно серьезными финансовыми проблемами.
Рост тарифов и сокращение штата
"Другой сценарий сводится к тому, что армянская сторона будет вынуждена арендовать этот подвижной состав. Это означает повышение тарифов на грузовые перевозки – дорогая пшеница, дорогой бензин, дизельное топливо и т.д.", - сказал Давтян.
Еще одна проблема заключается в том, что ввиду убыточности ЮКЖД зарплата сотрудникам выплачивается из инвестиционного фонда, хотя это и в корне противоречит бизнес-модели, заложенной в основе концессионного договора.
В случае расторжения договора примерно 3-тысячный коллектив встанет перед вопросом массовых сокращений либо угрозой значительного снижения зарплат. Это может привести к социальной напряженности в дальнейшем.
Мифы с инвестициями
Что касается привлекательности армянских железных дорог для инвесторов из других стран, то ситуация сложная. "Проблема заключается в том, что заявления ряда псевдоэкспертов и псевдополитических деятелей о том, что выход российского капитала из армянской железнодорожной транспортной системы есть благо, открытие перспектив, абсолютно безответственны", - сказал Давтян.
Россия обсуждает возможность досрочно прекратить управление железной дорогой Армении>>
Армянская железнодорожная транспортная сеть, по его словам, является убыточной даже несмотря на осуществление многомиллионных инвестиций в последние 10 лет.
Это обусловлено рядом объективных факторов, в частности, закрытостью этой системы: армянская железнодорожная сеть является "тупиковой".
"Армянская железная дорога имеет всего одну стыковую станцию – Айрум. Соответственно, без транзитной составляющей инвестиционная привлекательность системы довольно низкая", - сказал Давтян.
Даже китайские компании, которые гипотетически могут проявить интерес к проекту, по мнению Давтяна, придут на армянскую железную дорогу лишь в случае строительства и запуска дороги Иран-Армения. Пока не налажен транзит через этот маршрут, по словам Давтяна. о коммерческой привлекательности говорить не приходится.
Реальные цели России
Россия же приняла решение взять в концессионное управление армянские железные дороги, исходя из геополитических интересов.
"Скидок не делаем": ЮКЖД ответил кандидату Пашиняна на должность члена ГКЗЭК>>
Москва в 2008 году параллельно вела переговоры с Тбилиси, однако 5-дневная война не позволила воплотить в жизнь идею Южно-Кавказской железной дороги (поэтому Армянская железная дорога была переименована в "ЮКЖД"). В концессионное управление Россия взяла и Абхазскую железную дорогу.
"Цель была сформировать региональный консорциум для обеспечения геоэкономических интересов в регионе. Но конъюнктура изменилась, и планы не осуществились. В результате железная дорога в Армении оказалась убыточной и коммерчески непривлекательной", - отметил Давтян.
Напомним, в августе 2018 года в компании ЮКЖД прошли обыски, в ходе которых были изъяты рабочие документы. А в сентябре премьер-министр Армении Никол Пашинян в интервью газете "Коммерсант" заявил, что сумма злоупотреблений составила около 60 миллионов долларов. Пока что Комитет госдоходов или правительство Армении не заявляли об окончании проверок и не обнародовали заключений правового характера.
ЮКЖД (дочерняя компания РЖД) управляет по концессии железной дорогой Армении. Договор подписан в 2008 году на 30 лет, с возможностью продления на 10 лет.