Лилит Арутюнян, Sputnik Армения
Наряду с хачкарами, представляющими собой каменную стелу с резным изображением креста, вишапакары (драконовы камни) или просто вишапы встречаются только в тех регионах, где жили или живут армяне. Однако в отличие от хачкаров – смысл, значение, а также время возникновения которых хорошо известны, вишапакары все еще таят в себе много загадок…
Где обитали "драконы"?
Главный научный сотрудник Института археологии и этнографии, доктор филологических наук Армен Петросян считает эти стелы абсолютно уникальным явлением в мировой археологии и культуре древнего мира.
"Такого больше нигде нет. Благодаря этим памятникам мы можем обрисовать мифологические представления древних и их объекты поклонения", - сказал ученый в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.
Вишапакары выполнены из цельного куска камня, часто в форме рыбы с орнаментами змей, быков, иногда баранов или птиц. Длина некоторых из них достигает более пяти метров. Как правило, мегалиты устанавливались высоко в горах, часто у берегов озер, у истоков рек.
Большие скопления "драконовых камней" встречаются на территории современной Армении, в частности, на Гегамском хребте (у западного побережья озера Севан) и склонах горы Арагац, на высоте более двух с половиной тысяч метров. Кроме того, они встречаются в армянонаселенном регионе Грузии – Джавахке и в провинции Тайк Западной Армении (ныне территория Турции).
От гробниц Урарту до подземных городов: рейтинг, который изменит представления об Армении>>
Всего известно об около 150 вишапакарах. Подавляющее большинство было обнаружено в современной Армении. Согласно последним исследованиям, самым древним из них более четырех тысяч лет.
Сегодня некоторые из менгиров перенесены в Государственный музей этнографии и национально-освободительного движения Армении "Сардарапат", а также в некоторые парки Еревана, чтобы каждый желающий мог их увидеть.
Дракон без крыльев и огня?
Есть множество версий о предназначении вишапов. Согласно одной из них, это изваяния мифического дракона, перекрывающего источник воды. По другим – мегалиты посвящались богине любви и плодородия Астхик или умирающему и воскресающему персонажу армянской мифологии Ара Прекрасному. Бытует также мнение, что в древности они использовались в качестве маркеров, чтобы обозначить местоположение подземных источников воды.
Однако, по мнению Армена Петросяна, вишапакары наглядно демонстрируют связь армянской мифологии с индоевропейской.
"Принято считать, что на армянскую мифологию сильное влияние оказала персидская. Действительно, иранское культурное влияние распространялось не только на армян, но и на другие народы, проживающие на территории от Малой Азии до Междуречья. Однако изначально армянская мифология была связана с индоевропейской…", - говорит ученый.
Слово "вишап" переводят как "дракон". Но европейский дракон – это крылатый змей, который извергает пламя. Вишап же на армянском означает "большая мифическая рыба или змей". Кроме того, менгиры также называют "аждаха", по имени персонажа из иранской мифологии Ажи Дахака.
Армянские археологи готовы доказать, что научное сообщество ошибалось целое столетие>>
Этот образ ученый связывает с мифологическим Змеем – антагонистом Громовержца, то есть бога-громовержца. Стоит напомнить, что противостояние Громовержца со Змеем – один из центральных сюжетов индоевропейской мифологии (теория "основного мифа" создана советскими лингвистами Вячеславом Ивановым и Владимиром Топоровым в 60-70-е годы XX века).
"Дело в том, что корень имени Змея-демона – это *wel-, тот же корень в армянском языке развился в գեղ- "gegh-" (в русском звучит как "гег-" или "гех-"). Именно от него происходят такие названия как Гегама или Гехама (древнее название озера Севан – ред.), Гегамский хребет, Гегаркуник. И именно здесь, на Гегамском хребте встречается больше всего вишапакаров - около 60. А самые большие их скопления – на горе Гех и возле крепости Гехи. Это означает, что изначально эти стелы назывались именно "gegh", а иранское "вишап" пришло намного позже", - говорит Петросян.
Ученый утверждает, что данный факт – очевидное свидетельство того, что в армянской традиции сохранились следы исконно армянской – индоевропейской мифологии. То есть вишапакар, который задолго до влияния иранской культуры назывался не иначе как "gegh" и означал мифического Змея – лучшее доказательство индоевропейских элементов в армянской мифологии.
Древнее египетских пирамид: "пустынные змеи" в Армении могут перевернуть мировую историю>>
В подтверждение своих слов Петросян приводит и тот факт, что в фольклорных традициях многих народов, в том числе у арменов, хеттов, скандинавов антагонист Громовержца – Змей изображался в форме огромной рыбы. Еще одной отсылкой к главному сюжету индоевропейской мифологии являются изображения головы быка на вишапакарах, поскольку бык – символ бога грозы в традициях многих народов мира, в том числе и в индоевропейской традиции.