"Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем... При нем!". Эта крылатая фраза (по крайней мере, ее вторая часть) отражает жизнь "миллениалов" – нынешней молодежи, которая росла в 2000-е годы.
Прибор должен быть "при нас", а остаться без зарядки – один из жутчайших наших кошмаров. Строго говоря, без зарядки остаемся не мы сами, а наши телефоны, но мы постепенно забываем об этом различии.
Так или иначе, заряженный телефон никому не помешает, а вот зарядить его мы часто забываем или не успеваем. Поэтому в мире набирают популярность терминалы-автоматы по прокату аккумуляторов (то есть powerbank-ов). Их можно забрать из одного терминала, использовать и оставить в другом. Например - в метро, по пути из дома на работу.
Пионером новой индустрии стал Китай: здесь, по оценке местной компании iiMedia Research, до конца 2019 года к системе общественных пауэрбанков может подключиться 300 миллионов человек. Несколько таких проектов уже появляются в Москве, алгоритмы для них составляет армянская компания Zaimix. Заказчик одного из проектов – крупный российский банк.
Оганян вырос в России, а два года назад решил открыть компанию в Армении. Здесь сработала государственная политика: новые ИТ-проекты в Армении освобождаются от всех корпоративных налогов на пять лет. В Армении его компания составляет проект для московских сетей powerbank sharing. Недавно Оганян предложил такую же модель для ереванского метро, и скоро такие терминалы появятся на всех его станциях.
Чтобы забирать аккумуляторы из терминалов, нужно зарегистрироваться в системе, указав данные банковской карты или электронного кошелька. После этого нужно поднести телефон к порядковому номеру или qr-коду терминала (чтобы система распознала, с какого терминала берется аккумулятор). Дальше включается тариф – до той минуты, когда пауэрбанк вернется в терминал (в тот же самый или в другой). У каждого аккумулятора будет "хвостик" с распространенными разъемами.
"Тариф определяем не мы, а заказчики нашего решения. Но логика подсказывает, что цена должна быть разумной. Скажем, в Москве наш заказчик установил тариф примерно в 50 рублей в час, или 100 – в сутки. Для большинства москвичей это вполне доступно. В Армении, скорее всего, тариф будет несколько ниже", - добавил Оганян.
Сейчас китайские производители выпускают три модели терминалов: на 8, 24 и 48 аккумуляторов. В ереванском метро будут размещены терминалы средней мощности. Скоро они появятся на каждой станции.
После ереванского метро идею хотят предложить телеком-операторам, кафе, гостиницам и банкам. Для них услуга зарядки (возможно, даже бесплатной) может стать новым способом привлечь посетителей.
"Например, в Москве уже работает схема с одним кафе, по которой они предлагают бесплатный кофе, если вы возвращаете пауэрбанк в их терминал. Естественно, они тоже не проигрывают: в вашем лице они получают нового клиента", - заметил Оганян.
В Армению Давид приехал не за бесплатным кофе. Никакие налоговые льготы не помогли бы, если бы жить было неуютно. Два года он проводил по нескольку месяцев между Ереваном и Москвой, пока окончательно не переехал в Ереван.
"У репатриантов есть свои трудности, но думаю, мы можем стать еще одним мостом, который объединяет Армению и Россию. А это поможет евразийской интеграции, которой так добиваются власти наших стран", - добавил Давид.
Еще один "мост" он перекинул в Гюмри: немало разработчиков он набрал там. Посреди сильной безработицы, в середине 2000-х в городе был создан образовательный ИТ-центр (по проекту армяно-американского Фонда помощи Армении). На его базе начали открываться предприятия, где работают уже несколько сотен программистов. Это не те десятки тысяч, что трудились на советских заводах, но жизнь в городе чуть-чуть изменилась.
"В Гюмри хорошая школа программистов, я увидел это на своем опыте. В Армении вообще быстро учатся: здесь можно набрать даже новичков, и за год-два они вырастут в хороших специалистов. Так произошло и у нас", - заметил Оганян.
Свой проект он представил на Всемирном форуме информационных технологий WCIT, который в этом году прошел в Ереване. Здесь побывало несколько сотен делегаций из 60 с лишним стран.