Турецкая операция и антииранские санкции связаны одним узлом

Cосредоточившись на событиях вокруг сирийско-турецкой границы и курдской проблематики, мировое сообщество пропускает тяжелый удар ниже пояса. Западные страны практически никак не реагируют на те шаги, которыми грозит Иран в случае, если ситуация выйдет из-под контроля.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения

А ситуация действительно грозит выйти из-под контроля, если Тегеран приступит к четвертому этапу сокращения своих обязательств в рамках СВПД.

Западные льготные кредиты для Ирана – миф или реальность?

Как придется реагировать европейским странам, если иранцы в итоге начнут обогащать уран до двадцати процентов, пока никто не знает. Что будет, если Тегеран перезапустит свой реактор на тяжелой воде в Араке, ответить не может никто. На самом деле европейские страны, поставившие свою подпись под иранским "ядерным" договором, застыли в недоумении.

Грозное молчание Кремля говорит больше, чем письма Трампа, оказавшиеся в урне

Ведь требования, которые выставил Тегеран, настолько логичны и адекватны, что ответить на них не могут ни Лондон, ни Берлин с Парижем. Иранское руководство пока еще ждет возобновления европейцами своих обязательств, однако из-за ситуации в Сирии проблема с иранским кризисом попросту зависла в воздухе.

Той же Франции приходится лавировать между американцами, которые  Сирии подставили своих коллег-союзников, и руководством Ирана. Париж бы не прочь предоставить Тегерану льготный кредит размером в пятнадцать миллиардов долларов за счет будущих поступлений иранской нефти.

Однако сам Тегеран еще подумает над тем – а стоит ли менять свою нефть на ядерную энергетику, до которой Ирану остается всего ничего? Более того, похоже, что Тегеран отказался также и от японского льготного кредита в восемнадцать с лишним миллиардов долларов (опять-таки за счет будущих поставок нефти). Правда, из Токио в то же время поступила информация, что от кредита пока воздерживаются сами японцы.

Видимо, тот же Вашингтон старается не настолько отвлекаться на ситуацию в Сирии, чтобы не упустить из центра внимания того, что делают его западные партнеры на иранском треке. Во всяком случае четвертый этап сокращения обязательств Тегерана по СВПД, в который могут войти также и ограничение доступа инспекторов МАГАТЭ на ядерные объекты Ирана, видимо, американцев устраивает.

Тогда Трамп будет иметь полные основания для того, чтобы припереть к стенке своих европейских союзников… Чего, собственно, и добивается с первого же дня, как стал президентом Соединенных Штатов. И обоснования для иранских санкций получит самые что ни на есть обоснованные.

Иранские санкции: кому мешают, а кому и "отмазка"

Другое дело, что антииранские санкции держат в напряге не только участников "ядерной" сделки с Тегераном, но и весь регион. Вернее даже не один, а несколько регионов, с которыми граничит Иран. И Южный Кавказ в этом плане далеко не является исключением.

И санкции, которыми "награждают" всех иранских соседей американцы, откровенно мешают развитию всех и вся как в плане экономики, так и в плане логистики. Та же армянская делегация экспертов в ПА НАТО не зря выступила с достаточно серьезным заявлением касательно американских санкций касательно своего южного соседа.

США в Сирии подставились по полной: Эрдоган в ярости, Белый дом на критику не отвечает

Правда, армянские специалисты (именно на экспертном уровне Парламентской Ассамблеи НАТО) изначально делали упор на то, что санкции вообще не способствовали улучшению взаимоотношений между западными странами и Ираном. Тому свидетельство – все последние годы, когда американцы сначала годами давили на Иран, а нынешняя президентская администрация и вовсе применяет самые жесткие санкции.

Однако подоплекой сказанного армянскими экспертами является и то, что санкции против Ирана весьма негативно действуют и на стран-соседей. На Армению – в том числе. Тем более сейчас, когда существует ЕАЭС и через неделю начнет действовать зона свободной торговли между этой организацией и Ираном.

Что касается того же Азербайджана, то проблем у него с иранскими санкциями, конечно же, поменьше, поскольку Баку старается поддерживать тесные связи не с Тегераном, а с Тель-Авивом. В этом плане для Апшерона жесткие антииранские санкции еще и выгодны.

Можно попросту сослаться на них, на жесткую позицию Вашингтона, и с южными соседями попросту не сотрудничать. Отмазка, конечно же, так себе, но на каком-то этапе сработает. Хотя бы в том плане, что можно сослаться на американцев, которые могли бы и наказать Азербайджан за тесное сотрудничество со страной, которую Вашингтон пытается превратить в изгоя…

Кому нужнее курдский фактор в Сирии?

Однако все не так просто обстоит на иранском треке, как может показаться на первый взгляд. Ведь если вернемся к ситуации в самой Сирии (а от этого в регионе слишком многое зависит), то следует признать – резкие телодвижения Эрдогана и турецкой армии оказались на руку, в первую очередь, не только Дамаску, но и Тегерану.

Военная операция Турции в Сирии помирила курдов с Асадом: что дальше?

Ведь курдский фактор, который стал отставной точкой для оккупации сирийской территории турецкими кадровыми частями, является проблемой и для Ирана тоже. Ведь та же иранская территория, в которой проживают тамошние курды, прилегает именно к тем районам, за которые воюют иракские, сирийские, турецкие курды. И в этом плане у Тегерана "свои" курды являются такой же головной болью.

Иран, который наконец-то получил сухопутную дорогу прямиком до Средиземноморья, ни в коем случае не потерпит, чтобы сирийские курды, обосновавшиеся на левобережье Евфрата, отсекли его от этой дороги. И сейчас, когда решение проблемы взяла на себя Анкара, позиции Тегерана укрепились еще более, чем когда бы то ни было. Почему?

Да потому что те же проиранские добровольческие формирования, которые вот уже который год воюют за территориальную целостность Сирии, сейчас свободны от курдской проблемы, решают свои задачи в Идлибе. Там ситуация тоже стабильно-тяжелая. Остатки террористических формирований уже объединились и способны дать серьезный отпор. Так что мощь иранских добровольцев необходима.

Другое дело, что тот же Тегеран на каком-то этапе может и жестко наказать Анкару, если та заступит за какие-то "красные черты" в Сирии. Внушение касательно территориальной целостности Сирии уже сделано. Сейчас в том же Тегеране (да и вообще везде) ждут завтрашней поездки Эрдогана "на ковер" к Путину. Там определится многое…