Жанна Погосян, Sputnik Армения
Кто хоть раз встречал известного армянского композитора Тиграна Мансуряна, тот не сможет забыть его излучающий доброту и любовь к жизни взгляд. У маэстро, оказывается, в числе всех прочих особенностей есть одна весьма необычная привычка — собирать любимые и вдохновляющие его объекты, которые многие даже не замечают.
Так случилось и с простым деревом на проспекте Маштоца в центре Еревана. В день рядом с ним проходят сотни жителей и гостей столицы, но только маэстро останавливается здесь надолго. Созерцая, Мансурян обретает вдохновение — ведь именно тень от этого дерева на стенах своей комнаты "недолюбливал" великий поэт Егише Чаренц.
"До сих пор тень от этого дерева падает на стены Дома-музея Чаренца. Я люблю это дерево. О нем Чаренц написал восхитительные строки", - рассказывает маэстро Мансурян.
"На моей стене — оттенки синего,
Тень дерева со двора…
Тоска по тебе темная
Разъедает всего меня".
Эти строки Чаренц написал, находясь по решению НКВД СССР под домашним арестом в 1937 году. Поэт был обвинен в контрреволюции, национализме, троцкизме и терроризме. Окно было единственной связью поэта с внешним миром, а прямо под окном находилось дерево, всегда мешавшее ему писать и размышлять.
Вины дерева в том, что его невзлюбил поэт, конечно, нет. Когда-то и Пушкин, пребывая в грустном расположении духа, писал про несчастное небесное светило: "И эта глупая луна на этом глупом небосклоне". Говоря современным языком, "черный пиар" от выдающегося поэта сделал обычное ереванское дерево примечательным для маэстро Мансуряна.
Композитор не просто полюбил это дерево, но и продолжил его "пиар". О своей любви к "дереву Чаренца" маэстро рассказал на презентации книги переводов одного из самых известный произведений Егише Чаренца — "Ес им ануш Айастани" ("Мою Армению люблю"). Стихотворение, считающееся одним из самых непревзойденных "гимнов любви" к Армении, переведено на 35 языков и не раз предлагалось сделать официальным гимном государства. Мансуряна пригласили на мероприятие как автора музыки к одной из таких версий гимна Армении.
"Считаю, что и без музыки эти строки — гимн армянского народа, - сказал маэстро, чему последовали аплодисменты собравшихся. - У меня, честно сказать, культ Чаренца. До сих пор я храню мою первую книгу Чаренца, вышедшую в свет в 1954. Ни одного писателя так часто не перечитывал, как Чаренца".
На презентации книги присутствовали и внуки поэта, которые, как и все, с восторгом слушали речь Мансуряна.
Маэстро в этом году исполнилось 80. По случаю юбилея в Ереване, Гюмри и Степанакерте прошла серия концертов "Маэстро Мансурян".