Вначале немного о Лео. Он живет в городе Ницца, что на юго-востоке Франции. Продает фрукты: яблоки, груши, дыни, арбузы и, что в данном случае важно, абрикосы. Мало кто из армян, увидев абрикос на чужих берегах, откажет себе в удовольствии подсказать, откуда фрукт родом. Сам Лео родом из Франции.
"О да, Армения! – просиял Лео, протягивая лучший абрикос. Затем растянул улыбку шире и сказал: – О, Армения!… Шарль Азнавур!".
После этого не оставалось ничего другого, как признать – Лео наш человек.
К тому же Лео решительно против того, чтобы Турцию приняли в семью европейских народов, во всяком случае, до тех пор, пока Анкара не признает Геноцид армян.
Тема тотального смертоубийства мирных граждан близка ему по двум причинам. Во-первых, Лео – еврей. Во-вторых, у него в друзьях сразу два армянина: один – партнер по бизнесу, другой – Левон, о котором чуть позже.
Кроме того, Лео – просто симпатичный человек, что хорошо само по себе, а для успеха в торговле – особенно: людям, которые располагают к себе, больше доверяешь и легче платишь.
Наслышан Лео еще об одном нашем соотечественнике, известном в здешних кругах, как "армянин – 5%". Ровно столько, то есть 5% от своей прибыли, этот бизнесмен ежегодно тратит на благотворительные акции в пользу граждан Ниццы. Правда, здешнюю армянскую церковь, по признанию епископа Нарека Шакаряна, он почему-то пока не облагодетельствовал. То ли потому что отъявленный атеист, то ли еще по какой причине.
"Не из Джавахка — плати": как репатрианту разочароваться в Армении и вновь ее полюбить>>
Каждое утро, на протяжении многих лет, Лео приезжает на тот же участок автомобильной дороги, ведущей из Ниццы в Монако (и, соответственно, наоборот), разворачивает здесь свой импровизированный прилавок с плодами окрестных садов и плантаций, и приступает к бойкой торговле.
Это живо напоминает фрагмент из жизни советского "Плодоовощторга", но еще больше – сегодняшний придорожный базарчик где-то на пути из Арташата в Ереван. Отличие в том, что Лео никому взяток не дает, он все делает по закону и правилам хорошего тона. Вот и сейчас: прежде чем организовать встречу со своим другом, позвонил ему, получил "добро" и только потом объяснил, как его найти.
Теперь о Левоне. Найти его оказалось просто. Кафе "Фонтан", которым владеет Левон, расположено в центральной части Ниццы, отведенной под многообразный и безопасный общепит. Под многообразием подразумевается широкий ассортимент (от банальной пиццы до креветок в диковинном соусе), под безопасностью – гарантированное качество продуктов и неторопливый променад в закрытой для автомобильного движения зоне.
Увиденное и услышанное напомнило Ереван в пик кофейно-мороженного пиршества, правда, с той разницей, что в Ницце общепит всего лишь подстраивается под сложившуюся архитектурно-ландшафтную среду, в то время как у нас он правит балом.
"Наша месть туркам": почему студент, начальник и бизнесмен переехали в "бархатную" Армению>>
Левону на вид около пятидесяти, по-армянски говорит бойко, но на исторической родине ни разу не был. Это не то, чтобы удручало, но озадачивало. По его словам, армян в Ницце около двух тысяч (настоятель местной церкви отец Ваче называет цифру вдвое больше), однако, по обоюдному мнению сторон, особой спайки в общине не наблюдается.
Вообще-то, вопреки бытующему мнению, такое можно наблюдать почти везде (в том числе и в Америке). Должно произойти что-то из ряда вон, чтобы люди ощутили себя одной командой. Катализатором становятся незаурядные события и факты, как, например, принятие американским Конгрессом резолюции о признании Геноцида армян.
А так разобщенность типична не только для Ниццы и не только для Франции в целом.
Когда великого артиста Роберта Де Ниро недавно спросили, кто он по национальности и какая кровь в нем преобладает, он ответил: "Не знаю. Наверное, итальянская и ирландская по очереди. Я по национальности – житель Нью-Йорка. Тут все такие: наполовину итальянцы, наполовину ирландцы, наполовину евреи…". И кто его знает, сколько сегодня в мире "наполовину армян", определяющих свою национальность по городам, которым отданы их сердца. Это не хорошо и не плохо – это неизбежная реальность. Глобализация.
Тогда насколько уместны наши трепыханья от каждой встречи с армянином за рубежом, и почему не устаем искать соотечественников снова и снова? А потому, что родом из другого племени. И это тоже не хорошо и не плохо: это – факт!