Ашот Сафарян, Sputnik Армения.
Автомобильный бум в Армении в скором времени подойдет к концу. Но чем ближе к финалу, тем безудержней становится поток подержанных машин, ввозимых в Армению - с целью их последующей перепродажи. Автодилеры затовариваются транспортом в преддверии вступления в силу таможенных норм Евразийского экономического союза, когда растаможка ввозимых в Армению подержанных машин подорожает в разы.
Импортеры хотят воспользоваться этой возможностью и подзаработать, подняв цены на уже ввезенные машины. Как результат, в страну ежегодно ввозятся сотни тысяч автомобилей, и в основном – битых. Некоторые из них потом пускают под запчасти. Остальное чинят местные "кулибины", и затем практически "новенький" автомобиль готов к продаже.
Как граждане Армении будут растаможивать машины с 2020 года? Поясняет КГД>>
По данным таможни, с января по октябрь этого года, в республику завезено порядка 170 тысяч подержанных автомобилей. Для такой небольшой страны как Армения - цифра огромная. Правда, какая-то часть этих машин впоследствии вывозится – их покупают в основном граждане России и Казахстана. В сравнении с этими странами, машины в Армении стоят на порядок дешевле в силу все еще действующих прежних тарифов. К тому же пробег у них относительно меньше, чем у аналогичных моделей в указанных странах ЕАЭС.
Sputnik Армения побывала на Араратской таможне на юге Еревана. Это один из нескольких пунктов приема и растаможки завезенных авто. Ежечасно сюда прибывают десятки автомобилей, а сотрудники таможни работают, что называется, на износ. Владельцы машин вынуждены часами ждать своей очереди у окон, хотя справедливости ради стоит отметить, что сотрудники Комитета госдоходов делают все возможное, чтобы максимально сократить это время ожидания. Таможня работает даже по выходным, но очереди все равно остаются из-за нарастающего потока ввозимых в страну машин.
По словам начальника таможенного пункта подполковника Гегама Сармазяна, с подобным "нашествием" автомобилей, помогает справиться, в первую очередь, профессионализм сотрудников. К тому же уже дважды, количество сотрудников таможни было увеличено - 5 человек были приняты на работу в марте, еще 4 – в августе. Общее количество сотрудников сейчас составляет 39 человек. В целом они успевают справиться с работой, которая включает прием, растаможку и регистрацию машин.
В день нашего приезда на таможню, к полудню был растаможен 131 автомобиль. В среднем же на Араратском таможенном пункте ежедневно растаможку проходят 400-450 автомобилей, ввезенных физлицами, и от 50 до 100 машин импортеров-юрлиц.
"Часть ввозимых автомобилей растамаживается в Гюмри, что значительно разгружает Араратский терминал", - сказал начальник таможни.
Араратский терминал с начала года обслужил порядка 80 тысяч автомобилей. Сармазян заверил, что здесь устранены и коррупционные риски. Электронная система регистрации очереди сводит к нулю всякую возможность "сдвинуть" свою очередь за определенное денежное вознаграждение. Сами же сотрудники не видят, кто стоит в очереди и вызывают очередного клиента по номеру.
Что касается терминала в Гюмри, то здесь оформляются все машины, которые завозятся в Армению, и которые "на ходу". Араратская таможня занимается всеми другими авто.
Поскольку Гюмрийская таможня начала работать относительно недавно, и у некоторых тамошних сотрудников мало опыта работы, это несколько затормаживает процесс работы. В результате - огромные очереди. Арман Акопян заказал в Японии автомобиль, и по прибытии транспортного средства в Армению растаможку должен был сделать в Гюмри.
"На подступах к терминалу дикие пробки. Я прождал в очереди два часа. Наверное, столько же ждал своей очереди у окна, где вычисляют стоимость растаможки. Мою машину почему-то растаможили по контрольным ценам, а не по инвойсовой стоимости (платежный документ стандартной формы, который выдает продавец покупателю - ред). В результате я переплатил почти 200 долларов. При этом каких-либо внятных объяснений так и не получил", - рассказал нам Акопян.
Его удивила и неосведомленность сотрудников и сотрудниц таможни. Подчас люди не знают элементарных вещей, касающихся автомобиля.
"Хотя, этот терминал открылся совсем недавно. Думаю, что с течением времени люди войдут в нормальный ритм работы", - говорит Акопян.
В целом импортеры отмечают, что уже привыкли к очередям. Для некоторых из них таможенный пункт практически, как дом родной. Многие из перекупщиков понабрали сразу по несколько видов кредитов, на эти деньги пригнали битые и с пробегом машины с целью потом реализовать их по бросовым ценам. Артур Гарибян – один из них.
Мужчина рассказывает, что должен банкам уже почти 30 тысяч долларов. Сейчас встречает очередную машину, а на продажу выставил шесть автомобилей. На вопрос, успеет ли вовремя продать машины и рассчитаться с банками, отвечает: "Даст Бог, успеем. А разве есть другой выход?".
Перепродажей автомобилей он занимается уже несколько лет и набил на этом деле руку. А вот чем займется после того, как "лавочка" прикроется в результате повышения таможенных тарифов, сказать затрудняется.
На кредитной "игле" сидит и Тигран Ованнисян. Правда, долгов у него меньше – около 4 миллионов драмов (чуть больше 8 тысяч долларов). Он говорит, что закредитованы почти 90% перекупщиков автомобилей.
"Многие из них заложили дома, чтобы немного заработать. Да и кто сегодня в Армении не имеет кредитов?", - говорит Ованнисян
Чутье дельца ему подсказывает, что с января 2020 года поток машин станет меньше, но полностью не прекратится. Просто люди начнут покупать более свежие машины, так как по законодательству, чем меньше возраст машин, тем дешевле их растаможка.
"С одной стороны хорошо, что обновляется автопарк. С другой - плохо. Люди, которые зарабатывали импортом и продажей подержанных и относительно недорогих машин, перестанут этим заниматься. Сложно сказать, что будет потом", - говорит Ованнисян.
Он считает, что правительство должно было сначала позаботиться об этих людях, потом только "принять такие законы". Ованнисян также рассказал, что основные его клиенты – это россияне и жители Казахстана.
"Последний раз армяне покупали у меня машину, наверное, три месяца назад. Все остальные – казахи и русские. Им цены просто нет", - разоткровенничался Ованнисян.
Казахстанцев можно было заметить и на таможне. Уже здесь они выбирают понравившийся автомобиль, внимательно рассматривают его, снимают на камеру, а то и вовсе показывают кому-то по видеосвязи. По неофициальным данным, в прошлом году из Армении в Казахстан было вывезено почти 3 тысячи автомобилей.
Готовьте калькулятор: налоговая служба о тарифах на импорт авто из третьих стран для юрлиц>>
До конца нового года остается два месяца. Новых машин сейчас не заказывают, ибо уложиться в срок и сделать растаможку по действующим низким тарифам автодилеры не успеют. Главное сейчас – успеть получить старый заказ.
Именно с этой целью правительство Армении пошло навстречу гражданам, дав им еще месяц дополнительно. В итоге импортеры в течение всего января 2020 года могут растаможить машины по прежним тарифам. Нетрудно догадаться, в какую гигантскую "железную свалку" превратятся таможенные пункты к концу года.