Карине Арутюнян, Sputnik Армения
Мало кто знает, но идея посмертного донорства для Армении далеко не нова. И практически никто не знает, что на самом деле все граждане страны - посмертные доноры по умолчанию. Отечественная трансплантология, работающая по закону 2009 года, устроена по принципу так называемой презумпции согласия, что означает: если человек при жизни не заявил об отказе, его доноры могут изыматься с разрешения родственников. Однако на практике эта система в Армении не работает в силу многих и многих обстоятельств, важнейшее из которых - отсутствие регистра; то есть информация о согласии или о несогласии человека на изъятие органов в целях трансплантации не подлежит никакому учету.
Статистика говорит о том, что в замене органов нуждаются многие, и живых доноров для спасения жизни всех пациентов катастрофически не хватает.
В медцентре "Арабкир" в ответ на письменный запрос Sputnik Армения сообщили, что в 2019 году количество людей с почечной недостаточностью, нуждающихся в гемодиализе, стало на 200 больше. При этом почку пересадили лишь 16 пациентам, остальные 184 вынуждены круглый год трижды в неделю прибегать к гемодиализу; процедура по очистке крови длится три-четыре часа... В этом случае посмертное донорство, конечно, могло бы дать шанс этим людям на значительное повышение качества жизни и, в конечном итоге, ее спасение.
За решение проблемы взялся министр Арсен Торосян, заявивший о твердом намерении внедрить в течение двух-трех лет программу посмертного донорства. Идее этой, однако, довольно серьезно воспротивилась церковь, не разделяющая научный взгляд на вопросы жизни и смерти, конкретнее - на диагноз "смерть мозга", лишь после констатации которого забор органов для пересадки и можно осуществлять. И хотя страна у нас светская, а церковь к государственному управлению никакого отношения не имеет, недооценивать ее влияние на граждан первой в мире христианской страны нельзя.
Минздрав Армении начнет новую программу по раннему обнаружению рака>>
Sputnik Армения попытался разобраться в законодательных нюансах, а также в позиции "противоборствующих" лагерей.
Что такое смерть мозга и чем она отличается от комы?
Специалист Министерства здравоохранения Армении объяснил, что смерть мозга представляет собой утрату функции всего большого мозга и его ствола. Процесс необратим, и больного, у которого констатирована смерть мозга, можно фактически считать "живым трупом".
"Не надо путать смерть мозга с комой. При коме происходит потеря сознания, но не смерть мозга. Например, при диабетической коме, если предпринять необходимые меры (инъекция, прием диабетических препаратов), пациент придет в сознание и сможет вести нормальную жизнь. С диагнозом "смерть мозга" может работать сердце, легкие, но — не более того", — сказал он.
Констатация смерти мозга устанавливается на базе множества исследований, главные из которых: реоэнцефалограмма (проверка на наличие импульсов в подкорковых частях мозга - ред.) и многоуровневый тест на важнейшие рефлексы. Диагноз "смерть мозга" означает, что абсолютно все функции головного мозга, всех его отделов не работают.
Проблема в том, что для христиан смерть — не что иное, как прекращение сердечного ритма.
Посмертное донорство и христианство
Церковь считает, что человек жив пока дышит, а значит - умерший мозг вовсе не достаточное основания для умерщвления всего тела. В беседе с корреспондентом Sputnik Армения иерей Есаи Артенян сказал, что пока сердце человека работает, и он дышит, отключать его от аппарата искусственного дыхания, согласно христианским догмам, недопустимо.
"Если отключим, то нарушим христианский постулат о том, что никто кроме Бога не властен над жизнью человека. А так получается, что человек решает убить другого человека. Христианство против этого", — говорит он.
Таким образом, забор органов до остановки сердца церковь расценивает как убийство, поскольку "смерть есть разлучение души и тела". Пока бьется сердце, душа остается в теле, даже если никакой интеллектуальной деятельности уже не происходит. Кстати, церковь против изъятия органов и после остановки сердца, называя это надругательством над телом, которое необходимо предать земле по всем канонам.
Посмертное донорство и законодательство РА
В Армении принято считать, что трупное донорство законом никак не регулируется, и понятия такого как бы вообще не существует. Это не совсем так. Оказывается, в законе "О трансплантации органов и (или) тканей человека", который был принят еще в 2000 году, есть положение о посмертном донорстве.
В Армении впервые проведена операция по трансплантации печени ребенку - видео>>
Согласно этой статье, донором может стать физическое лицо, которое согласилось добровольно предоставить свои органы и (или) ткани после смерти.
Однако, как утверждают специалисты сферы, за все эти годы никто такого желания ни разу не изъявлял.
В 2009 году в закон внесли поправки и сейчас статья 7 устанавливает: "Органы и ткани у трупа в целях трансплантации не могут быть изъяты только в случае, когда данное лицо при жизни в установленном законодательством РА порядке отказалось после смерти быть донором органов или тканей. В случае отсутствия такого решения, органы и ткани у трупа в целях трансплантации могут быть изъяты с согласия его родных".
Законодательные поправки, впрочем, должного эффекта не возымели, и ни один из родственников в условиях отсутствия четко прописанных правил разрешения на изъятие органов так и не дал.
Закон гласит, что в реестре доноров и реципиентов органов должно быть указано, отказался ли человек передать свои органы другому после смерти. Но в Министерства здравоохранения сказали, что такого реестра в природе не существует. По факту механизмы выражения волеизъявления в Армении не разработаны.
Теоретически отказ или согласие можно заверить нотариально и внести данные в медицинскую карту. Но кто в повседневной жизни задумывается о проблеме донорства?! На момент смерти врачи могут и не знать, хотел ли человек оказать такую услугу другому человеку, или был категорически против.
В министерстве, тем не менее, заверили, что программа посмертного донорства начнет воплощаться в жизнь только после тщательной подготовки и создания реестра.
"Кроме того, каждый имеет право отказаться от трансплантации своих органов после смерти. Все это будет зафиксировано в реестре", — сказали в министерстве.
Торговля органами и другие опасения
При разговоре о посмертном донорстве у многих в Армении возникают проблемы восприятия, порождая ряд вопросов морально-этического характера. Гастроэнтеролог, сонографист Айк Манасян считает, что это, в первую очередь, связано с низким уровнем информированности граждан о том, что из себя представляет диагноз "смерть мозга".
"Сделаю вопреки критике": Торосян о посмертном донорстве в Армении и уникальной операции>>
"В целом я выступаю за посмертное донорство, но вопрос необходимо вынести на обсуждения, так как существует проблема восприятия. Например, родственник трупного донора должен быть готов выслушать, что его близкого собираются отключить от дыхательного аппарата, а органы передать другому, потому что он дал согласие", — сказал он в беседе со Sputnik Армения.
По его словам, особо острое неприятие идея о пересадке органов может вызвать у родственников необратимо пострадавших в результате несчастного случая, ведь осознать внезапную смерть близкого человека практически невозможно.
Затрагивая вопрос широко распространенных в обществе опасений, связанных с тем, что внедрение программы посмертного донорства создаст благодатную почву для незаконной торговли органами, Манасян отметил, что такого рода преступные организации в Армении действовать не могут апроири.
"В случае внедрения системы посмертного донорства криминальные риски я исключаю, как и в случае с Германией или Швейцарией. Есть закон. Если кто-то попытается сделать что-то подобное в Армении, то у них могут возникнуть большие проблемы", — сказал он.
Слово здесь за юристами, но разговор с ними на эту тему мы решили отложить ради более предметного обсуждения — когда появится конкретный законопроект.
Нужно ли посмертное донорство - общественное мнение
Съемочная группа Sputnik Армения решила разобраться, насколько тема посмертного донорства волнует рядовых граждан. В итоге мнения разделились, а некоторые граждане и вовсе слышат о таком впервые.
Отметим, что многие респонденты после объяснений журналиста, которые остались за кадром, высказались все же за реализацию программы.
Живые люди, которым мертвые могут помочь
Восьмой год подряд Арсен Г. трижды в неделю ездит из Вайойдзорской области в Ереван на гемодиализ. Почечная недостаточность досталась "в подарок" от карабахской войны. Болезнь с каждым годом прогрессирует, а в последние годы дает о себе знать все сильнее.
Дело Давида Санасаряна: глава Минздрава Армении готов явиться в суд>>
"Гемодиализ помогает, но говорят, что окончательно решить проблему могла бы трансплантация. С другой стороны, столько молодых нуждаются в пересадке почки, что обгонять их не хочется. Не знаю, раз столь протянул, наверное еще годика два-три смогу, а когда систему посмертного донорства внедрят, чья-нибудь почка меня спасет", — говорит мужчина.
Не без иронии отмечает, что поездки в Ереван не сильно его напрягают: если повезет – подвозит друг. Сосед Арсена Г. также страдает от почечной недостаточности и вынужден жить на гемодиализе.