Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Армении в данном случае остается лишь сидеть и ждать, пока в Капитолии единогласно проголосуют за официальное признание величайшей трагедии начала прошлого века - армянского Геноцида, этой предтечи Холокоста.
Вернуть Эрдогана в лоно Североатлантического Альянса? Отныне вряд ли…
То, что официальное признание Соединенными Штатами Геноцида армян в Османской Империи тесно связано с политическими взаимоотношениями Вашингтона и Анкары - секрет Полишинеля. Другое дело, нужно ли самой Армении подобное признание?
С одной стороны – обидно, когда трагедия общенационального масштаба становится разменной монетой в геополитических играх больших стран. С другой – все понимают, что завтра-послезавтра, взаимоотношения между США и Турцией все-таки устаканятся. Иначе и быть не может, поскольку геополитические интересы американцев в этой части мира слишком тесно завязаны на интересах турок.
Более того, в Соединенных Штатах со временем назревает понимание того, насколько Турция им нужна в плане глобальной идеологической борьбы за влияние на Ближнем Востоке с другой сверхдержавой – Россией. Ведь Турция со своими Босфор-Дарданеллами, Инджирликом, 900-километровой границей с Сирией и выходом (через Армению и Грузию) на Южный Кавказ — это главный ключ, пропуск в эти важнейшие регионы. Не говоря уж о том, что существует натовская "колода", в которой турецкая армия (вторая по численности и вооружению) - одна из козырных карт. Важнейшим звеном в цепи "сдерживания русской угрозы" на Запад в южном направлении.
А если война? Что за "ракетный пузырь" защищает Армению сверху>>
Так вот, США сделают все возможное, чтобы вернуть Турцию в лоно Северо-атлантического Альянса. Используют для этого весь имеющийся политический, экономический и идеологический инструментарий. И признание армянского Геноцида – Егерна – в том числе. Главное, чтобы у американского Сената все-таки хватило духа, чтобы переступить через ту самую главную черту, и официально признать величайшую трагедию начала прошлого века. Потому что политические интересы в мире видоизменяются часто, а признание Геноцида со стороны США в мировой истории останется. А причины и авантюры, ради которых США на это пошло – канут в Лету.
НАТО – это финансовая авантюра и пережиток "холодной войны"
В данном конкретном случае для Армении и армян главное - не причины противостояния между Вашингтоном и Анкарой, а его последствия. Торжество, если можно так сказать, цивилизационной справедливости. Полтора миллиона загубленных душ, конечно же, не вернуть. А вот касательно исторически армянских территорий, на которых ныне зиждется крепость и процветание страны, созданной на крови… Об этом надо будет подумать. Ведь никто не знает, в какую сторону повернет в итоге колесо истории, и к кому будет благосклонна Фортуна. И в этом плане, кстати, дальнейшее обострение взаимоотношений между Соединенными Штатами и Турцией современной Армении лишь на руку.
Более того, выход Турции из НАТО (даже это не исключено, если Сенат все-таки рискнет), который и так уже вовсе не является единым военным блоком, Армении тоже на руку. Да хотя бы потому, что у того же либерал-демократического крыла американского истеблишмента останется меньше инструментов для провоцирования "цветных весен" в странах, которые необходимо взорвать, чтобы сохранить свою роль гегемона планеты. Ведь сам военный Североатлантический Альянс — это пережиток времен "холодной войны". После нее НАТО – всего лишь финансовая авантюра. Для тех, кто качает деньги на пустом месте. Страны без экономики, надеющиеся на внешнее военное финансирование, да оружейные корпорации.
Без Турции блок в разы сократит свою мощь и влияние – и для современной цивилизации это, как минимум, очередной прорыв в сторону настоящей демократии, а не того суррогата, который пытаются навязать всему миру США посредством этих самых "цветных революций". И с этой точки зрения торжество исторической справедливости, когда и если величайшая сверхдержава (а Америка и впрямь является великой державой) официально примет армянскую трагедию – Егерн, назовет ее первым Геноцидом начала века, предтечей Холокоста, действительно может стать прорывом. И кроме всего прочего, Соединенным Штатам этот шанс нельзя упустить.
Армения в тугом узле с Ираном и Сирией: хрупкое равновесие на Южном Кавказе под угрозой>>
Переговоры между Вашингтоном и Анкарой уже провалились…
Но это все пока еще в будущем. А что касается реалий сегодняшнего дня, то они таковы: Эрдоган в Вашингтоне не поддался на давление Трампа. Не отказался от зенитно-ракетных комплексов российского производства С-400. Более того, на днях стало известно, что Анкара уже проводит испытание и тестирование радаров ЗРК С-400 "Триумф", полученных из России. Причем тестирование проводится на истребителях американского производства F-16, которыми оснащена турецкая армия. Быть может, именно это обстоятельство больше всего нервирует американских сенаторов, которые вдруг начали говорить о том, что Турция перешагнула ту самую красную черту, которую обозначил ее заокеанский союзник.
Эрдоган на это ответил, что "работа продлится до апреля следующего года. Вести ее (работу) будут министры обороны и иностранных дел наших стран. Надо выяснить, к каким результатам мы сможем прийти. Это вопрос, связанный с НАТО. Речь не идет о том, чтобы не использовать, но есть шаги, которые надо сделать в рамках правил НАТО".
То есть турецкий президент продолжает лавировать между позициями двух геополитических соперников – Москвы и Вашингтона. И чем больше он будет лавировать, как говорится, путаясь в показаниях и пытаясь усидеть на двух стульях, тем хуже будут взаимоотношения между Соединенными Штатами и Турцией. Интересно, действительно ли дойдет до того, что свою красную линию пересекут и сенаторы США?
К этому, во всяком случае, все идет, поскольку даже сенатор-республиканец Линдси Грэм (который наложил вето) сейчас говорит о том, что в следующий раз этого не сделает. "Единственная причина, по которой я это сделал, - это то, что Эрдоган все еще был в городе… Это было бы не вовремя. Я пытаюсь спасти наши отношения (между Вашингтоном и Анкарой), если это возможно", — сказал он. А в конце добавил: "Больше я этого не сделаю". Точно так объяснил свою позицию и второй сенатор Пердью, который наложил вето во второй раз. Сделал это из-за опасений, что принятие резолюции поставит под угрозу деликатные переговоры, проходящие в регионе с Турцией и другими союзниками. А деликатные переговоры сейчас уже не просто под угрозой. Они провалились. Интересно, как объяснят сенаторы свои позиции в следующий раз…
Авантюра или всерьез? Американские войска в армянонаселенном Джавахети взорвут регион>>