"Калтахчи" через 30 лет после землетрясения, или Железнодорожники на пенсии долго не живут

На железнодорожной станции "Калтахчи" в Армении работает всего 7 человек. Станцию совсем недавно реконструировали и модернизировали. Инициатором проекта стала ЮКЖД.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Пост железнодорожной станции "Калтахчи" расположен без преувеличения посреди гор — на самой границе Ширакской и Лорийской областей Армении. До ближайших населенных пунктов — небольших сел Лусахбюр (в Шираке) и Артагюх (в Лори) — по 4 километра.

"Калтахчи" через 30 лет после землетрясения, или Железнодорожники на пенсии долго не живут

Вардуи Минасян работает уборщицей на "Калтахчи". Каждый день она проходит путь от Лусахбюра до станции за полчаса. Для нее такие долгие прогулки в новинку, как и сама работа.

"Калтахчи" через 30 лет после землетрясения, или Железнодорожники на пенсии долго не живут

Уборщица на станции понадобилась совсем с недавних пор, когда вместо небольшой времянки, кое-как сооруженной после разрушения основного здания во время Спитакского землетрясения 1988 года, здесь построили новый, модернизированный пост железнодорожной станции. Инициатор проекта — компания "Южно-Кавказская железная дорога".

"Калтахчи" через 30 лет после землетрясения, или Железнодорожники на пенсии долго не живут

"У нас сейчас Агаларян будет сидеть и важничать, как министр обороны", - шутят работники станции, показывая в новом здании отремонтированный кабинет начальника железнодорожной станции Зограба Агаларяна.

В старой застройке работали те же 6 мужчин, что и сейчас — начальник, 4 дежурных и механик. Однако тогда они все ютились в одном помещении, а ныне считай у каждого будет отдельный кабинет.

"Калтахчи" через 30 лет после землетрясения, или Железнодорожники на пенсии долго не живут

Отопление сейчас на станции тоже новое — газовая колонка вместо старой электрической плиты, сохранившейся с 1970-х годов. Чрезвычайно важным нововведениям для работников станции, которые 5 месяцев в году живут в условиях холодов и морозов, стал туалет в помещении, сменивший старую будку на улице.

"Сейчас от прошлого у нас сохранилась лишь полуавтоматическая блокировка. Она отлично работает, но нам все равно обещали новую, из Москвы", - рассказывает дежурный Грачья Акопян, показывая на огромное электронное табло.

С помощью системы блокировки можно разрешить или запретить проезд очередного состава: кнопками регулируется работа светофора.

"Калтахчи" через 30 лет после землетрясения, или Железнодорожники на пенсии долго не живут

— А можете сейчас включить вот этот светофор? - показывая на светящийся красный "кружочек", спрашиваю я, дитя XXI века, для которого если что-то не сенсорное, то уже жутко интересное.

— Могу включить другой светофор — вот этот. А чтобы включить "твой" светофор, нужно предварительно согласовать это с дежурным станции "Налбанд". А то все перемешается, - говорит Акопян, указывая на красный "кружочек" на другом конце табло.

"Калтахчи" через 30 лет после землетрясения, или Железнодорожники на пенсии долго не живут

Станции "Калтахчи" исполнилось ровно 120 лет, она была введена в эксплуатацию в 1899 году и была промежуточной на железнодорожном маршруте Тифлис (Тбилиси) – Александрополь (Гюмри) – Карс (историческая Западная Армения, ныне территория Турции). Сейчас она расположена на магистральном пути Тбилиси-Ереван и считается грузовой. В год станция принимает и отправляет более 360 грузовых составов. Пассажирские поезда здесь не останавливаются.

— Да куда людям идти-то, если вдруг поезд здесь остановится? - комментирует один из работников станции.

— Зачем же ты так? А как же Сурб Калтахчи, тут рукой подать, - обижается его коллега Арам Манукян, уроженец села Артагюх, которое в прошлом называлось Калтахчи.

"Калтахчи" через 30 лет после землетрясения, или Железнодорожники на пенсии долго не живут

Он имеет в виду часовню Святого Ованеса, в простонародье известную как "Сурб Калтахчи". Часовня находится на горе, буквально рядом со станцией.

— Не обижайте человека, его и так вскоре ждет невеселая жизнь, - смеется другой работник.

Оказывается, с 20 января Арам Беникович выходит на пенсию. Коллеги даже в шутку поспорили — когда он "отбросит коньки".

"Калтахчи" через 30 лет после землетрясения, или Железнодорожники на пенсии долго не живут

— Железнодорожники без работы долго не живут, - объясняет Грачья Акопян, коллега Манукяна, - потому что в основном они работают с 20-25 лет и годами занимаются одним и тем же. Часто после выхода на пенсию сердце не выдерживает, многие умирают от инфаркта.

Комфортными условиями работы Арам Беникович насладится меньше коллег, но ждал он перемен наравне со всеми. Работы по реконструкции и модернизации станции длились два года, общая стоимость проекта превысила 60 млн драмов (около 125 тысяч долларов).

"Калтахчи" через 30 лет после землетрясения, или Железнодорожники на пенсии долго не живут

"Калтахчи" — уже третья станция, где ЮКЖД за последние годы провела восстановительные работы. В 2017 году была завершена программа восстановления поста на станции Кармир Блур в Ереване (около 120 тысяч долларов), в 2018 году – на станции ЗОД в Варденисе Гегаркуникской области (около 109 тысяч долларов).