Этот пункт биографии Рубена Мамуляна не давал покоя грузинской соседке режиссера

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Колумнист Sputnik Грузия Екатерина Микаридзе в рамках проекта "Прогулки по Тифлису" рассказывает о доме, в котором жил знаменитый голливудский режиссер Рубен Мамулян.

Верите ли вы в знаки? Я стала обращать на них внимание в последнее время. То ли жизненного опыта прибавилось, то ли возраста. Хотя, в общем-то, одно не бывает без другого. Просто по молодости ты еще не умеешь их различать. А с годами замечаешь и задумываешься.

Я очень давно хотела добраться до дома известного голливудского режиссера, уроженца Тифлиса Рубена Мамуляна.

Этот пункт биографии Рубена Мамуляна не давал покоя грузинской соседке режиссера

Все думалось, ну вот же он, совсем близко от двора, в котором прошло мое детство. Пройди чуть-чуть и упрешься в этот угловой дом, что на пересечении улиц Узнадзе и Санкт-Петербургской. Но, не выходило, появлялись какие-то попутные дела, и я с намеченного пути все время сворачивала. Хотя и ходила по смежным улицам. И вот дошла - все сложилось наилучшим образом, будто пазл наконец собрался.

Нашла жительницу дома, которая рассказала историю, связанную с великим режиссером, зашла на огонек к другому соседу, где глава семейства, оказывается, всю юность провел в моем дворе. И разговорившись, все спрашивал: "Ну, как же ты меня не помнишь?! Я же приходил играть в ваш двор в баскетбол!". А читая про Рубена Мамуляна, я вдруг обнаружила, что он ушел из жизни 4 декабря. То есть получается, сама, не ведая того, я пришла в этот дом в "правильное время".

Встреча с импозантным брюнетом

После нескольких неудачных попыток проникнуть в дом через парадную дверь, я решила войти в него через двор. В середине двора старая ограда. За ней – новая беседка.

Этот пункт биографии Рубена Мамуляна не давал покоя грузинской соседке режиссера

Раньше за оградой был еще маленький бассейн. Кстати, ограду обновили сами соседи. И беседку поставили на собственные средства. Своими же силами дом укрепляли в подвале и отремонтировали деревянную лестницу, что ведет на второй этаж.

Во дворе есть неказистое одноэтажное здание. Во времена Мамулянов там помещалась прачечная. Сейчас живет семья. Стучу в открытое окно первого этажа. В окно выглядывает симпатичная женщина по имени Лета.

- Заходите, - приглашает она меня. Лета убирается на кухне, подает стул, настоятельно просит сесть.

Этот пункт биографии Рубена Мамуляна не давал покоя грузинской соседке режиссера

- Знаете, у меня сохранились в голове воспоминания мамы, - начинает женщина. - Я тогда была ребенком, нас на лето отправили отдыхать в Армению. И вот в это самое время в Грузию на кинофестиваль приехал Рубен Мамулян. Поздно вечером к дому подъехали две черные "Волги". Они почему-то привлекли внимание моей мамы. Она подошла к окну и увидела, как из машины выходит импозантный мужчина. Высокий брюнет в черном костюме с бабочкой. Он увидел маму в оконном проеме, приблизился и представился. И тогда она заметила еще одну деталь – красивое кольцо у него на пальце. Говорил он на чистейшем русском языке. Мама у меня была общительным человеком. Но те, кто его сопровождал, скорее всего, были люди из КГБ. Они стали проявлять нетерпение, всем своим видом показывая, что разговор с иностранцем затянулся. И тут он маме говорит:

- Маргарита, а вы не боитесь спать летом с открытыми окнами?

Мама ему на это ответила:

- Мы спим с открытыми окнами, потому что в нашей стране нет воровства, - ответила мама, оглядываясь на сопровождающих его молодчиков. Я часто подтрунивала над ней, когда выросла, говорила, правильно, мам, ни воровства, ни секса в Советском Союзе не было. И вообще, ничего не было.

- Между тем, он все понял. Извинился за то, что побеспокоил в столь позднее время, и сказал, что хотел бы подняться к Александровым. Семья у нас жила на втором этаже. Ему хотелось ненадолго подняться к ним, чтобы вспомнить юность. Уезжал-то он отсюда мальчиком. А мама не ушла спать, так и стояла у окна, прячась за шторами.

Вспомнив, Лета добавляет:

- Да, он рассказал о том, что так и не смог обзавестись семьей. И этот пункт его биографии мою маму убивал (смеется Лета – прим. автора). Она сильно переживала. Мама моя была так впечатлена этим визитом, что бредила режиссером недели две. Рассказывала о нем всем и каждому. Моя тетя, ее младшая сестра, даже сказала: "Слушай, по-моему, ты влюбилась в этого денди".

Этот пункт биографии Рубена Мамуляна не давал покоя грузинской соседке режиссера

Говорили, что, когда он приехал в Тбилиси, то нашел своего друга и они вместе поехали в Мухрани, где у них был фамильный дом. И там его какой-то пожилой человек окликнул, спросил: "Рубен, это ты?" То есть он его узнал, через столько лет!

Лета припомнила, что недавно во двор зашли двое молодых мужчин. Представились, сказали, что приехали из Армении и собирают информацию для книги о голливудском режиссере Рубене Мамуляне. Говорили, что он был скромным человеком и о нем крайне мало информации, хотя он такая величина в мировом кинематографе.

Этот пункт биографии Рубена Мамуляна не давал покоя грузинской соседке режиссера

Еще немного поговорив с Летой, я стала прощаться и заодно решила уточнить, как попасть в парадную, которая наверняка интересна изнутри. Лета подтвердила, что там есть росписи, и повела меня к соседу Мамуке, через квартиру которых можно пройти в парадную.

Этот пункт биографии Рубена Мамуляна не давал покоя грузинской соседке режиссера

Мамука родился и прожил большую половину жизни в этих стенах. Конечно же, ему за жизнь представлялась масса возможностей перебраться в другой дом, другой район. Но он ни разу даже близко не допускал этой мысли. Его дом - его крепость, замок и обитель. Все сошлось для него тут. И в школу ближайшую ходил, и во дворы соседские пацаном бегал, и кодекс плехановский усваивал.

Люди, что деревья: посадишь их в землю и они пускают корни. Да такие глубокие и крепкие порой, что никакой силой ты их оттуда не выдернешь. Не поддаются некоторые из них пересадке. И мой новый знакомый из их числа.

- Дом этот сказочный, мы с вами пройдем в парадную и вы сами в этом убедитесь. И люди такие замечательные в нем жили, - рассказывает Мамука. – По правде сказать, я знаю о том, кем был Рубен Мамулян, а о его родителях информации у меня вообще нет. Отец вроде был банкиром, а мать… Нет, не слышал.

- Мать звали Вирджинией Калантаровой. Той самой, в которую, по слухам, был влюблен наш Нико Пиросмани, - делюсь я с Мамукой известной мне информацией.

- Подожди, подожди, Никала был влюблен в мать Рубена Мамуляна? – информацию о том, что на Марс высадилась группа грузинских астронавтов, Мамука воспринял бы с меньшим удивлением. Потом он позвал жену и говорит:

- Слушай, наш Нико, оказывается, в молодости любил маму Рубена. Но, Нико в то время был беден, как церковная мышь, кто ж за него дочку отдал бы?! В-а-а, это что ты мне сейчас рассказала!..

Попив кофе и еще немного поговорив, мы с Мамукой выходим в парадную. Я начинаю работать с камерой, а он продолжает рассказывать о доме. В прошлом парадная была богато украшена росписями. Из всей роскоши сохранилась только одна картина. Она аккурат над окном.

Этот пункт биографии Рубена Мамуляна не давал покоя грузинской соседке режиссера

- Жила у нас тут одна соседка. Мало, что закрыла какими-то фанерами окно, так еще и балкон с той стороны пристроила. Было время, когда любое разрешение можно было получить. Она потом переселилась и правильно сделала. А я заставил открыть окно, потому что это было ужасно!

Рассказал Мамука и о том, что соседи собираются выхлопотать от городских властей ремонт в парадной. Но беда в том, что жители дома должны сами оплатить исследовательские работы агентства по защите памятников. По общим подсчетам, это около тысячи лари. А таких денег у жителей дома нет...