Триумф легендарной "Detroit Red Wings" ("Красные крылья Детройта") прежде всего обеспечили российские хоккеисты, но еще вопрос, смогли бы так ярко засиять звезды американского хоккея без Сергея Мнацаканова.
— Все победы "Детройта" конца девяностых годов прошлого века связаны с игрой великолепной "русской пятёрки", - признавался знаменитый тренер "Крыльев" Скотти Боумэн.
— Сергей Мнацаканов ставил нас на ноги после самых сильных ударов, всегда находился рядом, и потому мы играли, как настоящие мужчины, смело шли в бой и ничего не боялись, - говорила великолепная пятерка россиян, то же самое повторяли американцы.
Мнацаканов был массажистом. Рядом с Вячеславом Фетисовым и Владимиром Константиновым он находился и в черную пятницу 1997 года, после оглушительной победы "Детройт Ред Уингз" в финале Кубка Стенли. Вечером, отметив событие, возвращались домой.
Дальше со слов Вячеслава Фетисова: "Мы ехали по правой полосе при четырёхрядном движении. Смотрю, машина идёт с ускорением, будто нога шофёра давит на газ. Или он педали перепутал, или уснул, а может, специально так сделал, я не знаю. (Как выяснилось позже, шофер не имел водительских прав и в тот день находился под воздействием марихуаны). Мы стали кричать, все трое: "Что ты делаешь?". По-русски или по-английски, не помню... И в этот момент лимузин вылетает на разделительную полосу, впереди столб фонарный цементный, и мы — прямо на него. Но каким-то образом — или водитель успел отвернуть, или само так получилось — мы пронеслись мимо столба, но в следующее мгновение — в дерево! Бум! И сразу темно. Мне повезло: я сидел с задранными ногами, и удар пришёлся на бедро и грудь. А ребята полетели головами вперёд в перегородку, меня же сперва закрутило, и уже потом я на них упал...".
Что было дальше? Фетисов вернулся на лёд уже в следующем сезоне и вновь завоевал Кубок Стэнли.
Константинов получил травмы, несовместимые с продолжением спортивной карьеры. Находился в состоянии комы около полутора месяцев.
Мнацаканов вышел из комы спустя четыре недели. Его восстановление шло медленно. Он всё ещё парализован ниже пояса и на одну руку. "О нём великолепно заботится жена, и их дом полностью приспособлен для всех его нужд", - сообщала американская пресса.
Здесь я ненадолго уйду в сторону и расскажу о том, что происходило после беды.
— Вы одна ухаживаете за Сергеем? - спросили журналисты жену Сергея - Елену Мнацаканову
— Не только. Страховая автомобильная компания прикрепила к Сергею медиков, которые три раза в день приезжают, чтобы помочь мне сделать трудоемкие восстановительные упражнения. Кроме того, за нами закреплен автомобиль, который отвозит нас в госпиталь на более сложные процедуры.
— Какие процедуры он проходит в больнице?
— Примерно четыре-пять часов в день Сергей занимается восстановительной физкультурой. Его ставят на ноги, развивают мышцы рук, тела... Кроме того, врачи регулярно работают над восстановлением памяти.
Помогает и клуб — открыл специальный счет "Фонд Мнацаканова", на который переводятся средства от благотворительных матчей. Их можно расходовать на лечение Сергея и образование детей.
О полном выздоровлении нашего соотечественника говорить трудно (после удара о стенку у него чуть ли не в буквальном смысле вытекла часть мозга), но прогресс есть. Он уверенно читает, пишет, складывает и умножает простые числа. Он борется.
…Почему вдруг о Сергее Мнацаканове? Вовсе не "вдруг" и вот почему. Во дворе нынче времена, когда помимо неизбежных, скажем так, гражданских травм, много тяжелых ранений, полученных на поле боя. Пусть совместимых с жизнью, но сильно ограничивающих возможности в ней. Как наши тяжело раненные (и не только во время боя) возвращаются к жизни?
Вот Саргис Степанян, офицер Армянской армии, несмотря на ампутированные ноги и руку, продолжает одерживать победы в спорте и служить на благо Отечества.
Вот Ованна Акопян из Гюмри – у нее врожденные проблемы со зрением. Выучила шрифт Брайля, наравне со своими сверстниками ходит в школу, мечтает стать переводчиком. Станет!
Конечно, не только они – есть еще много, но мы их мало знаем. И это плохо.