"Чувствую, что она где-то рядом": Сюзанна Патваканян ищет ребенка, отобранного в роддоме

Имя Размика Абрамяна в последние дни у всех на слуху. Директора Республиканского роддома обвиняют в незаконном усыновлении и подмене детей. На протяжении 19 лет у Сюзанны не было ни дня, чтобы она не вспоминала это имя. В 2000 году ее заставили отказаться от дочери.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Жанна Погосян, Sputnik Армения.

Лицо красивой молодой женщины перекашивается от горьких воспоминаний. Мучительные для нее события произошли 19 лет назад, но рана все еще кровоточит:

"Любая зеленоглазая девушка может оказаться моей Стеллой. Я всматриваюсь в лица и ищу ее черты. Я устроилась работать в женский салон красоты - там высока вероятность встретить ее…", - рассказывает женщина.

Ей 34 года, имя - Сюзанна Патваканян. В 2000 году, когда Сюзанне было 15 лет, она забеременела от 21-летнего возлюбленного. Чтобы спасти парня от уголовной ответственности за "растление несовершеннолетней", проблем с правоохранительными органами, родители влюбленных начали искать "надежного" гинеколога. Им посоветовали обратиться к Размику Абрамяну, возглавляющему Республиканский роддом.

Скандал в московском роддоме: за что арестовали бывшую заведующую Марину Сармосян

"Сказали, что "он любит деньги", "с ним можно договориться". Я была на шестом месяце беременности, когда мы обратились к нему. Он сказал, что все устроит, ребенка запишут на имя сестры, которой было 18 лет, рекомендовал не выходить из дома, чтобы полицейские не заметили. Потребовал за все это 500 долларов", - вспоминает Сюзанна.

У нее родилась девочка, Стелла, вес - 1,8 килограмма. Молодая мать увидела новорожденную дочку лишь мельком, успела запомнить, что у той такие же зеленые глаза, как и у нее самой. По словам Сюзанны, к ней в палату зашел акушер-гинеколог больницы Андраник Погосян, сказал, что ребенок родился с осложнениями, и предложил отказаться от девочки. Сюзанна отказалась. Тогда врач пригрозил, что сдаст отца ребенка полиции. Находясь в послеродовом состоянии, девушка написала "отказную", хотя не подписала ее. Свою дочь она больше не видела. Когда ее выписывали, ребенок еще находился в больнице на лечении, так как был недоношенным. В тот день Сюзанна рассказала отцу ребенка и своей семье о "предложении" врачей. Придя в больницу через день, она услышала: "Твоего ребенка отправили в детдом".

"До 2003 года мы пытались найти малышку своими силами - стучались в детские дома, ходили в ЗАГС, в районную администрацию. Мы не знали - ребенка продали или удочерили, это произошло еще в роддоме или в детдоме (по закону усыновление новорожденного сразу из роддома запрещено), она в Армении или за рубежом. В 2003 году я сказала отцу Стеллы - иди, женись, создавай семью, не надо ломать себе жизнь. Он сейчас женат, у него двое сыновей, но мы до сих пор сохранили теплые отношения. Он меня материально поддерживал, когда я начала судиться", - говорит женщина.

Но все было безрезультатно. В 2013 году Сюзанна стала добиваться возбуждения уголовного дела против врачей Размика Абрамяна и Андраника Погосяна. Но дело после долгих месяцев "пинг-понга" (передачи из одной инстанции в другую) - прекратили за "истечением срока давности". По словам адвоката Сюзанны - Марата Костаняна (это уже четвертый адвокат по этому делу), тот факт, что суд прекратил дело за истечением срока давности преступления, а не, к примеру, из-за недостатка доказательств, косвенно говорит о принятии факта преступления.

Роддом в Гюмри в ужасном состоянии: в больнице нет даже сонографа>>

"В районной администрации отказываются выдать документы об усыновлении. Возможно, их вообще нет. Прокуратура не принимает никаких исков. Это неудивительно: до сих пор начальником одного из управлений Генеральной прокуратуры (в те годы он руководил управлением по надзору над законностью исполнения наказаний и иных мер принуждения) является сын Андраника Погосяна - Григорий Погосян", - поясняет адвокат.

18 декабря этого года Размика Абрамяна задержали, 19-го ему было предъявлено обвинение по пункту 2 части 2 статьи 167 (незаконное разлучение ребенка с родителями или подмена ребенка, совершенное группой лиц по предварительному сговору) и части 3 статьи 200 (получение коммерческой взятки) Уголовного кодекса Армении.

Пока из одной больницы добрались до другой: почему в Армении спасти младенца не удалось

У Сюзанны появилась надежда. А ведь последняя встреча с Абрамяном была три месяца назад.

"Я пришла к Абрамяну в кабинет и сказала: "Вы уже пожилой, снимите этот груз с души, скажите, где моя дочь. Он ответил, что  никакой информации у него нет, и помочь он ничем не может", - рассказывает Патваканян.

Скандал в связи с незаконным усыновление и продажей детей иностранцам разразился в Армении в ноябре этого года. Служба национальной безопасности заявила о раскрытии ряда преступлений. В декабре по этому делу были задержаны Размик Абрамян, его заместитель Аршак Джерджерян, директор госорганизации "Ереванский дом ребенка" Лиана Карапетян. Им грозит лишение свободы на срок от трех до восьми лет.

Но если даже факт совершения преступления будет доказан и злоумышленникам назначат срок, то еще не гарантия того, что Сюзанна узнает местонахождение своей дочери.

"В прошлом месяце я видела дочь во сне. Она мне сказала: "Мама, я совсем рядом". Я чувствую, что она живет в Ереване, ходит по тем же улицам, идет в те же магазины, что и я… Я уверена, что найду ее.", - говорит Патваканян.

О том, что нужно забыть ребенка и начать новую жизнь, ей твердили все - от близких до священников и психологов. Но женщина так и не вышла замуж и не родила других детей. Она все еще ищет...