Ереван спасается от пробок: как расширить метро и разгрузить улицы столицы

Пассажиров даже на нынешнем маршруте метро в Ереване становится все больше. Одна из причин – нарастающие в столице заторы. Машин в городе все больше, и проезд становится все медленнее.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ЕРЕВАН, 23 дек — Sputnik, Арам Гарегинян. Строительство метро в Ереване оборвалось с распадом Советского Союза. Но о новых станциях ереванцы никогда не забывали, а в последние годы вспоминают все чаще.

Как отметил исполняющий обязанности директора метрополитена Геворк Аветисян в интервью Sputnik Армения, с минимальными затратами можно построить две новые станции. Сейчас идет обсуждение эскизов этих станций.

Ереван спасается от пробок: как расширить метро и разгрузить улицы столицы

Ачапняк

До последних месяцев 1991 года в Ереване не прекращали строить новую станцию метро "Ачапняк". К тому времени от станции "Барекамутюн" ("Дружба") успели вывести тоннель к реке Раздан, а на другом берегу, в Ачапняке, провели небольшие работы. С распадом СССР тут все замерло. 

Гуляй до утра: Ереванское метро преподнесет сюрприз на Новый год>>

Недавно мэрия представила на обсуждение эскиз станции. Чтобы не проходить скальный грунт на другом берегу реки, хотят ограничиться мостом через нее. Станцию планируется расположить прямо на мосту. А от него, в сторону Ачапняка, будет подниматься эскалатор. Станцию выведут недалеко от центра креативных технологий ТУМО. Там нашли свободный участок, где для строительства не придется рубить деревья.

К проекту проявила интерес частная компания, которая хочет построить на выходе из станции крупный торговый центр, поэтому готова вложиться и в саму станцию.

Правда, перед строительством новой инфраструктуры нужно позаботиться и о нынешнем 530-метровом тоннеле к реке Раздан. Нужно установить вентиляцию и провести работы по укреплению инфраструктур. Затем очередь дойдет до прокладки железобетонных труб (тюбингов) и электрических кабелей.

Петак-Сурмалу

В районе бывшего Ереванского мукомольного завода (старожилам столицы эти места известны под названием "Горветка") пути метро выходят на поверхность, к станциям "Сасунци Давид" и "Горцаранаин". Метро тут пересекает одну из оживленных улиц сверху, по мосту. Теперь обсуждается возможность построить тут остановочную платформу. Рядом находятся крупные торговые центры "Петак" и "Сурмалу" (когда-то на их месте были крупные заводы, теперь все о них забыли). 

Ереван спасается от пробок: как расширить метро и разгрузить улицы столицы

Опоры для новой станции будут поставлены немного в стороне от улицы, поэтому не помешают движению. А эффект от новой станции (или платформы) будет заметен: она позволит разгрузить один из наиболее оживленных участков в центре города.

"Когда эскиз будет утвержден в мэрии, тогда начнет составляться проект с оценками стоимости и сроков", - сообщил Аветисян.

Пассажиров метро становится все больше

При строительстве новых станций метро число пассажиров растет непропорционально быстро. Иными словами, если в том же Ачапняке появится метро, то новыми пассажирами для нее станут не только жители Ачапняка, но и "Третьего участка", окрестностей железнодорожного вокзала (вместе с мостом "Встреча"), центра города, улицы Киевян, начала проспекта Комитаса, то есть всех частей города, где проходит метро.

Но даже на нынешнем маршруте пассажиров становится все больше. Одна из причин – нарастающие в столице пробки. Машин в городе все больше, и проезд становится все медленнее. Поэтому намного удобнее становится пройти две остановки и сесть в метро, чем ползти в машине по перегруженной улице. 

Ереван спасается от пробок: как расширить метро и разгрузить улицы столицы

Сейчас проезд по всей линии метро – от "Барекамутюн" до "Гарегин Нжде" – занимает 18,5 минут. Чтобы днем или вечером проехать этот же путь на машине, надо запастить терпением в лучшем случае минут на сорок.

"Осторожно! Двери закрываются", или Ереванское метро глазами машиниста>>

Как подчеркнул Аветисян, это, безусловно, влияет на пассажиропоток. В 2018 году метрополитен перевез примерно на 2,5 миллиона пассажиров больше, чем в 2017-м, а в этом году, по состоянию на 1 декабря – еще на 1,2 миллиона больше.

"Теперь мы перевозим по 70-75 тысяч пассажиров в день, вместо прежних 45-50 тысяч", - заметил он.

Поэтому в часы пик в метро начали появляться 3-вагонные составы, забытые после распада Союза. А в 2020 году правительство Армении утвердило дополнительную субсидию метро в 4 миллиарда драмов, в том числе и на увеличение вагонного парка. По программе Европейского инвестиционного банка, будет продолжен ремонт дренажного тоннеля, который отводит грунтовые воды метро в реку Раздан.

Здесь не курят

Ереванский метрополитен начали строить одним из последних в Союзе. Поэтому по величине он не находится в числе первых – по крайней мере, пока (иногда не вредно немного помечтать). Зато он один из самых чистых – и это уже не мечта, а факт.

"Несколько лет назад наш метрополитен получил международную награду в Нью-Йорке как один из самых чистых. Здесь совсем нет мусора, а кроме того – у нас не курят", – заметил Аветисян.

Ереван спасается от пробок: как расширить метро и разгрузить улицы столицы

В 90-е годы пассажиров в метро было нереально много: в каждый поезд входили и выходили не десятки, как сейчас, а сотни людей. Но тогда просто не ходил (или почти не ходил) другой транспорт. А через несколько лет, будем надеяться, столько же пассажиров поедут на старые и новые станции метро.