Как в "Цвете граната" оказалось много мастики, или Почему армянские женщины смелее мужчин

Колумнист Sputnik Армения Сергей Баблумян рассказал о неизвестных фактах из жизни Сергея Параджанова со слов хорошо знавших кинорежиссера близких людей.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В защиту великого мага кино Сергея Параджанова, арестованного в семидесятые годы по обвинению в гомосексуализме, громче всех звучал женский голос, и принадлежал он поэтессе Сильве Капутикян. Это в лишний раз подтверждает - проблем с гендерным равенством в Армении не было и нет, как и с гражданской смелостью и отвагой.

По крайней мере, в данном случае, армянские мужчины заметно уступили женщине – факт, заставляющий задуматься по поводу: "если так пойдет и дальше, то…".

"Турки встречали угрюмо, армяне - с восторгом": как генерал Брусилов отличился под Карсом

Еще один актуальный на сегодняшний день момент. "Чрезмерно тонкая натура и слабохарактерность Параджанова довели его до патологии в интимных отношениях, которую, скорее, можно назвать болезнью, которая нуждается в лечении и помощи", - пишет Сильва Капутикян.

Прошу обратить внимание: поэтесса не клеймит режиссера позором за подрыв сексуальных традиций, преследуемых уголовным кодексом, а всего лишь призывает к пониманию.

Из предваряющих историю авторских замечаний еще одно, последнее. Параджанов, точно так, как в свое время певец Высоцкий, а еще раньше - чемпион мира по шахматам Тигран Петросян, не говоря уже о художнике Минасе, как это часто бывает после смерти, вдруг оказывается другом сотен людей, с которыми был знаком шапочно, и которым, если верить самозванным побратимам на слово, чуть ли не исповедовался. Так вот, автор с Параджановым знаком не был, Сережей его не называл, а все, что ниже, пересказано со слов хорошо знавших и крепко друживших с режиссером людей.

Выставка Сергея Параджанова впервые открылась в Стамбуле

Теперь сама история. Из воспоминаний Василия Катаняна, кинематографиста и писателя.

"Идет, например, Параджанов по улице, остановится возле витрины, все осмотрит, зайдет в магазин и все порекомендует переставить. Сядет в гостях за стол, все пересервирует и еду подправит специями и травами".

Чтоб составить представление о полете фантазии.

Удивительная история любви: как Аршалуйс из Ливана нашла счастье в армянском приграничье>>

"Соседская бабка крутила гоголь-моголь и все уговаривала этого золотушного Резика, чтобы он съел. Я на него прикрикнул, он взял стакан и стал раскручивать гоголь-моголь в обратную сторону. Сначала появился желток, потом яйцо, за ним цыпленок и, наконец, курица! Бабка окочурилась".

Его то сажали в тюрьму, то просто не давали работать. Нет такой статьи уголовного кодекса, которую Параджанову бы не приписали, и ни одного смертного греха, в котором бы его не обвинили. Воровство, спекуляция, изнасилование, совращение юнцов и старух…

Из записной книжки автора. 1973 год. На экраны выходит снятый на "Арменфильме" "Цвет граната". Притча поначалу называлась "Саят-Нова", и это далеко не единственная поправка, сделанная по настоянию цензуры. Госкино Армении возглавлял Геворг Айрян, когда-то собкор "Правды" в Армении, затем заведующий отделом пропаганды ЦК, после чего – в кино, но везде Айрян острослов на грани фола.

Орбелян, Манукян и Алла: один армянин открыл путь Пугачевой, а другой хотел "перекрыть"

Высшему руководству Армении показывают "Цвет граната", после чего проводится обсуждение. Сказать что-то определенное сложно, поскольку это не "Песня первой любви" с Хореном Абрамяном в главной роли, но сказать надо.

-Мастики что-то многовато...- лаконично высказывается председатель правительства Бадал Мурадян, в трудовой биографии которого значилась и работа полотером.

-Бадал Амаякович хотел сказать "мистики",- уточняет Айрян.

… Так или иначе фильм выходит на экраны, а Параджанова помещают в колонию строгого режима сроком на пять лет. Только так - иначе никак. "За аморальное поведение", как мы уже знаем.

И тогда Капутикян пишет всемогущему шефу КГБ Андропову (копию - в Верховный суд СССР).

Строки из письма. "Я, как и многие, кто подписался бы под этим письмом, если бы я обратилась к ним, просим Вас проявить снисходительность в отношении Сергея Параджанова, сократить срок его заключения и дать ему возможность вернуться к своему искусству".

Если вам не 400 лет: чем поможет Минздраву Армении видео от табачного ковбоя Голливуда>>

Здесь прервемся, чтоб восстановить справедливость насчет "я, как и многие, кто подписался бы под этим письмом, если бы я обратилась к ним..". Ничего подобного. Каждый мог написать и послать письмо сам, но никто не сделал этого. Что тут скажешь. Немецкий пастор Мартин Нимеллер как-то сказал:

"Когда они пришли за коммунистами, мне было все равно, я не коммунист. Когда они пришли за эсэрами, мне было все равно, я не эсэр. Когда они пришли за профсоюзами, я не протестовал, ведь я не профсоюзный деятель. Когда они пришли за евреями, я молчал, я ведь не еврей. А когда они пришли за мной, некому было больше протестовать".

Горе не от ума: чем опасны оскверненные памятники Грибоедова и Нжде

"Для такого человека как Параджанов,- пишет дальше Капутикян,- пятилетняя тюремная жизнь будет означать физическую и духовную гибель, и даже если через пять лет он выйдет оттуда, для искусства он уже будет потерянным человеком".

Вышел, потерянным не стал, выстоял! Попав в Армению, сразу поехал домой к Капутикян. В знак благодарности преподнес ей собственноручно сотканный гобелен в армянском стиле и с национальными узорами. Он и сейчас хранится в доме-музее Сильвы Капутикян.

Зайдем, посмотрим, вспомним по-настоящему сильных духом.