Жизнь на границе с Турцией, или Как работает ранчпарский "детектор лжи"

Каждый житель приграничного села волей-неволей становится пограничником. Корреспондент Sputnik Армения Ашот Геворкян побывал в селе Ранчпар и попытался выяснить, каково это — жить в нескольких сотнях метров от армяно-турецкой границы.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Ашот Геворкян, Марианна Пайтян, Sputnik Армения

Электрические столбы, расположенные по всей протяженности дороги, совсем не похожи на своих собратьев в других уголках Армении.

Здесь каждый такой столб превращается в настоящий приют для аистов. Пустых гнезд почти не встретить: все они заселены настоящими семейными парами, а птицы не спешат в теплые края несмотря на то, что уже изрядно похолодало.

"Другое качество, другая скорость": Пашинян о строительстве детсада в Ранчпаре – видео

Может и они нашли в Армении то тепло, измерить которое никаким термометром невозможно.

Въезжаем в село Ранчпар Араратской области, медленно продвигаясь на машине в поисках здания сельской администрации.

Жители села внимательно и несколько недоверчиво нас изучают. Руководитель общины Манук Оганян спешит объяснить: это приграничное село, здесь каждый несет ответственность не только за свой дом, село, но и за всю страну.

Жизнь на границе с Турцией, или Как работает ранчпарский "детектор лжи"

Село было основано в конце XIX века и, сменив несколько имен, в итоге стало зваться Ранчпаром.

Во время второй волны репатриации, в 60-х годах прошлого столетия, здесь обосновались армяне из Сирии, а потом и из Ирака. Позже, из-за благоприятных для сельского хозяйства условий, сюда перебрались и семьи из Мартунинского района. В апреле 1993 года Турция в одностороннем порядке закрыла как сухопутную, так и воздушную границу с Арменией. Спустя два года воздушные пути вновь открылись, однако сухопутная дорога так и осталась закрытой.

Село граничит с Турцией дорогой протяженностью в 2,5 км. Река Аракс протекает всего в 500 метрах: по одну сторону раскинулось село Ранчпар, а по другую — ближайший к Армении город Сурмалу, вид на который, однако, скрывают высокие тополя. Зато ничто не мешает громогласным молитвам муллы доноситься три раза в день до слуха ранчпарцев.

Жизнь в кредит: и после амнистии армянскому фермеру невдомек, как они там в банках считают>>

В последнее время границу часто пересекают собаки. Но, надо сказать, границу нарушают не только они — нежданные гости, нет-нет, да и пускаются в армяно-турецкое "путешествие", которое, впрочем, заканчивается очень быстро: российские пограничники здесь не дремлют.

Уже почти 100 лет армяно-турецкую границу охраняют русские. Есть в воинской части и армяне, но, как говорят местные, это российская застава. Жители Ранчпара не представляют эту границу без русского солдата.

"Мы сотрудничаем с российскими пограничниками. Проводятся проверки, чтобы выяснить, насколько бдительны жители села, насколько быстро они реагируют, когда в селе появляются незнакомые или подозрительные люди", - рассказывает руководитель села Манук Оганян.

Вспоминает, как одного из сельчан несколько лет назад даже наградили за обнаружение нарушителя армяно-турецкой границы на территории села. В селе Ранчпар каждый житель — пограничник.

Жизнь на границе с Турцией, или Как работает ранчпарский "детектор лжи"

"В селе все друг друга знают, поэтому появление чужака нас сразу настораживает", — рассказывает жительница села Анаит Джулакян.

Однако жизнь "начеку" никак на повседневный быт не влияет и никаких беспочвенных страхов не рождает, добавляет она. Просто мимо незнакомца или фотографирующего пейзаж зеваки равнодушно не проходят.

Жизнь в кредит: и после амнистии армянскому фермеру невдомек, как они там в банках считают

Жители села, как и все армяне, весьма радушны и гостеприимны. Их отличие лишь в той почти наивной беззастенчивости, с которой они могут подойти к незнакомцу и устроить ему "допрос с пристрастием": кто, откуда, зачем пришел и что потерял в наших краях. И не дай Бог кому-то не пройти "ранчапрский полиграф" — об этом будет немедленно доложено пограничникам.

Жители села живут, в основном, сельским хозяйством. Обрабатывают не только свою землю, но и арендуют территории по ту сторону колючей проволоки – в нейтральной зоне, куда проходят по специальным пропускам. В основном выращивают зерновые культуры, люцерну, овощи.

А близость Еревана позволяет ранчпарцам не отрываться от культурной жизни. Откровенно говорят, что в селе альтернативы нет. Есть спортивные, танцевальные кружки, но не более. Анаит с тоской вспоминает 90-е, когда проблем было много, но не было и недели, чтобы молодежь в селе не собиралась, не устраивала дискотек, не танцевала и не пела. Сегодня песен и плясок в селе поубавилось

Тетрадь должников Ранчпара и визит Пашиняна: кого едва не хватил удар от сюрприза премьера>>

Но это все ерунда - самым главным всегда остается граница. А граница села Ранчпар в надежных руках...