Языческий Трндез в христианской Армении - кто и почему отмечает "огненный" праздник

Истоки праздника Трндез лежат в древнем ритуале огнепоклонников, поскольку в языческой Армении этот праздник связывался с поклонением огню и был посвящен богу Михру. Смысл праздника был в том, чтобы усилить тепло солнца, воздействуя на холод с помощью огня.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ЕРЕВАН, 13 фев — Sputnik. Армянская Апостольская Церковь 14 февраля, на сороковой день после Богоявления, отмечает Сретение Господне (Трндез).

В Армении праздник имеет два названия: "тэрн энд дзес" или "теарнэндарач", что означает "Господь с вами!", "Навстречу Господу!".

Согласно церковному уставу, накануне праздника, вечером 13 февраля, по завершении вечернего богослужения совершается Андастан – обряд освящения четырех сторон света, после чего происходит церемония благословения свечи.

Согласно древнейшей традиции, восходящей к дохристианской эпохе, от благословленной свечи разжигается костер, символизирующий спасительный свет Христа.

Языческий Трндез в христианской Армении - кто и почему отмечает "огненный" праздник

Распоряжением Католикоса Всех армян Гарегина Второго Сретение Господне провозглашено Днем благословения молодоженов. После праздничной Святой Литургии Теарнэндарача во всех церквях совершается обряд благословения молодоженов.

С особым размахом праздник сегодня вечером отметят в историко-культурном музее-заповеднике "Гарни". В частности, согласно информации ГНКО "Служба по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников" министерства культуры Армении, праздничные мероприятия начнутся в церкви "Сурб хач" (Святого Креста) в общине Гарни. По завершении вечернего богослужения от благословленной свечи планируется разжечь костер в историко-культурном музее-заповеднике "Гарни".

Праздник отметят также представители армянской диаспоры ОАЭ, Катара, Грузии и других стран.

Что символизирует Теарнэндарач или Сретение?

Слово "сретение" – старославянское, оно значит "встреча", в частности, встреча Иисуса с праведным Симеоном. На сороковой день после рождения Иисуса Мария и Иосиф принесли Его в храм, чтобы совершить обряд посвящения Богу своего Сына-первенца. В то время жил в Иерусалиме благочестивый человек по имени Симеон.

Языческий Трндез в христианской Армении - кто и почему отмечает "огненный" праздник

Именно он переводил книгу пророка Исайи, где значилось: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына". Как повествует Лука, Симеону было откровение, что он не умрет до тех пор, пока не встретит Христа Спасителя… После этого прошло много лет, и вот однажды он увидел, как к храму приближаются мужчина и женщина с младенцем на руках. Это были Иосиф и Мария, а у них на руках – Иисус. Когда сорокодневнего Иисуса привели в Храм, с заглушающим скрипом и шумом открылись восточные двери, которые никогда не открывались ранее. А люди, с лампами в руках, вышли со своих очагов, направились к церкви, чтоб узнать, что за шум содрогнул землю. Они невольно этим освятили дорогу Иисуса к Храму. Праведный Симеон понял, что это и есть то самое Дитя, встречи с которым он ожидал на протяжении всей своей жизни. Симеон взял Его на руки и начал славословить Бога, благодарить Его за то, что смог увидеть Спасителя….

Языческие традиции

Истоки праздника Трндез лежат в древнем ритуале огнепоклонников, поскольку в языческой Армении этот праздник связывался с поклонением огню и был посвящен богу Михру. Смысл праздника был в том, чтобы усилить тепло солнца, воздействуя на холод с помощью огня.

Языческий Трндез в христианской Армении - кто и почему отмечает "огненный" праздник

Основные участники праздника – юноши и девушки, молодожены или те, кто только-только собирается связать себя узами брака. Главный символ праздника – костер, через который прыгают молодые пары. Считается, что нельзя расцеплять руки при прыжке, чтобы союз был крепким. Пока юноши и девушки прыгают, старшие посыпают их семенами пшеницы и конопли. В древности верили, что во время обряда пламя костра обретает особую энергию обновления, новой жизни.

Языческий Трндез в христианской Армении - кто и почему отмечает "огненный" праздник

Следом за молодежью должны прыгнуть взрослые или бездетные женщины, надеющиеся обзавестись потомством. Затем все участники, взявшись за руки, объединяются в общем танце вокруг плодоносного огня.