ЕРЕВАН, 17 фев – Sputnik. Заявления о некой связи между гибелью солдат и политикой, озвучиваемые в последнее время в Армении некоторыми журналистами и политическими деятелями, безответственны по своей сути. Об этом заявил в интервью Sputnik Армения председатель Хельсинкского комитета Армении, правозащитник Аветик Ишханян.
С начала года в Армянской армии погибли 13 военнослужащих, все трагические инциденты зафиксированы в мирных условиях. По факту смерти трoих военнослужащих возбуждены уголовные дела по статье "доведение до самоубийства".
"Для меня болезненно и неприемлемо, когда каждый год ведутся разговоры, дескать, в этом году погибших в армии меньше, чем в прошлом. Премьер-министр Никол Пашинян об этом говорил с нескрываемой радостью, не будем касаться вопроса о том, насколько эта информация соответствовала действительности", - сказал Ишханян.
Акцент только на статистику для эксперта неприемлем. Каждый случай смерти — это трагедия, нельзя говорить только о цифрах, как будто это только числовые показатели, а не судьбы людей.
"Если знаете решение, подскажите": глава Генштаба о трагических случаях в армянской армии>>
Ситуация была катастрофичной, по его словам, в 90-х годах, когда в мирных условиях погибали порядка 200 военнослужащих в год. С 1994 по 2014гг. ВС Азербайджана, за исключением активности снайперов, не предпринимали серьезных действий. Основные инциденты были обусловлены атмосферой вседозволенности в армии.
С 2000-х статистика улучшилась. Если не учитывать апрель 2016-го (эскалацию в зоне карабахского конфликта, известную как "Четырехдневная война". - ред.), цифра не доходила до 100 человек в год и оставалась стабильной.
"Говоря о последних событиях, нужно отметить, что периодически подобные "вспышки" бывают. Помню, подобные случаи подряд были зафиксированы и в 2011 году, тогда тоже общественность была возмущена. Будем надеяться, что эти процессы носят случайный характер", - отметил Ишханян.
Что касается причин инцидентов, то возглавляемая правозащитником организация в свое время проводила опросы и исследования. Первая причина, по его словам, заключается в отношении политической верхушки к армии, причем это касается не только нынешней власти.
"Одно дело говорить тосты о том, что это самая устоявшаяся структура, другое дело – вопрос прохождения службы. Сколько публикаций было о том, что сыновья многих представителей бывшей и нынешней власти не служили в армии. Это я считаю проблемой номер один", - сказал Ишханян.
Есть неписаные законы, особенно для стран, находящихся в состоянии войны. В Швейцарии или Израиле гражданин, не служивший в армии, не может занять высокую государственную должность. Даже если он был освобожден от армейской службы из-за проблем со здоровьем, все равно либо проходит альтернативную службу, либо занимает второстепенные должности. В случае внедрения такого подхода, царящие в армии нравы исчезнут, считает правозащитник.
Второе – обеспечение офицерского состава, который обладает настоящим достоинством и государственным мышлением. "Этот состав должен был быть создан за счет военных институтов. Образование там должно было обеспечивать выпуск патриотично настроенных офицеров. Но кто поступает туда? По большей части люди, которые просто не могут поступить в другие вузы", - сказал Ишханян.
Более того, все те же криминальные нравы царят и в этих образовательных учреждениях. И бывшие, и нынешние власти утверждают, будто все это приходит из-за ментальных проблем, однако подобное не может служить оправданием. В армии нужно искоренять такие порядки и мышление.
Ишханян также обратил внимание на то, что есть воинские части, где подобных нравов просто нет — благодаря командирам. Но это должны быть не частные случаи, таким должен быть весь офицерский состав.
Еще один вопрос – низкий уровень образования призывников. В воинских частях, куда призываются молодые люди с высшим образованием, инцидентов фиксируется значительно меньше.
Правозащитник в данном контексте задается вопросом, не нужно ли готовить подростков к службе в армии еще со школы, например, посредством организации походов, лагерей скаутов, внедрения идеологии братской взаимопомощи. Подобные лагеря и походы могут быть намного полезнее, чем уроки начальной военной подготовки в школах.
Еще одно необходимое условие – неизбежность наказания. Не должно быть попыток сокрытия убийства или сваливания ответственности на беззащитных. Все это приводит к недоверию общества в отношении армии. Данные вопросы просто требуют решения.
Ишханян обратил внимание еще на один момент – так называемую "атмосферу ненависти" в Армении. Оскорбления в адрес офицеров, их преследование, возможно, также влияет на духовно-психологическое состояние военнослужащих.
"Для меня вопросом национальной безопасности и самым неприемлемым являются безответственные заявления журналистов, так называемых, политических деятелей и граждан, которые связывают эти трагедии с политикой, так сказать, бывшими, нынешними, карабахскими и пр.", - сказал Ишханян.
Большей угрозы национальной безопасности сложно представить, считает эксперт. Такое поведение по части разделения нации, по его словам, есть не что иное, как "проявление фашизма", своего рода "государственная измена".
Примечательно, что экс-министр обороны Армении Сейран Оганян на фоне последних инцидентов напомнил, как с 2011 года военное ведомство серьезно занималось вопросом неуставных и межличностных отношений в армии. По его словам, из-за смены власти во многих армейских программах и проектах армии была взята пауза. Сейчас руководство армии должно вновь с нуля начать заниматься всеми этими проектами.
Ветеран армянских спецслужб Владимир Погосян в свою очередь считает, что скоропалительные кадровые решения в отношении командования Вооруженных сил из-за трагических инцидентов с военнослужащими сейчас категорически недопустимы.
"Смерть каждого солдата – боль": Генштаб Армении призвал воздержаться от манипуляций>>
Он считает, что необходимо усилить роль военной контрразведки, регулировать деятельность СМИ в освещении таких событий, усилить институт военных психологов. При этом самым фундаментальным решением для предотвращения трагических инцидентов Погосян считает разработку Концепции стратегического воспитания молодежи.