ЕРЕВАН, 20 фев – Sputnik. Тегеран заинтересован в любой инициативе, направленной на развитие сотрудничества, сказал Sputnik Iran эксперт по вопросам политической географии, проблемам стран Средней Азии и Кавказа, преподаватель отделения мировых исследований Тегеранского университета Бахрам Амирахмадийан, комментируя возможность получения Арменией газа из Туркменистана через Иран.
В начале февраля замглавы МИД Армении Шаварш Кочарян в интервью Sputnik Армения заявил, что переговоры по поставкам газа из Туркменистана через своп продолжаются, несмотря на попытки помешать реализации проекта.
Коллеги из Sputnik Iran по нашей просьбе побеседовали с иранскими экспертами о возможности реализации такого проекта.
По словам Бахрама Амирахмадийана, у Туркменистана есть инфраструктура, а именно линии газопровода, необходимые для поставки газа в Иран, а Тегеран может содействовать ему в транзите газа.
Он отметил, что Армения и Туркменистан входят в единую энергосистему с Ираном.
По его словам, в целом транзит туркменского газа в Армению через Иран вполне возможен, однако могут возникнуть некоторые проблемы.
Нужно принять во внимание, что ранее у Ирана и Туркменистана были некоторые разногласия и споры в отношениях. И если опираться на этот факт, то экспорт газа в Армению через Иран представляется довольно затруднительным.
"Мы должны помнить, что у государств нет постоянных "друзей" и "врагов". Что действительно постоянно, так это государственные интересы и угрозы. В этом смысле и Иран, и Туркменистан обладают потенциалом сотрудничества друг с другом, также они вполне способны разрешать свои разногласия. Транзит газа в Армению как раз является одним из аспектов этих разногласий", - отметил Амирахмадийан.
По его мнению, Иран заинтересован в любой инициативе развития регионального сотрудничества. И в этом смысле он хочет продемонстрировать миру свои добрые намерения в отношениях с другими странами. В качестве примера можно привести экспорт иранского газа в Ирак или же трехстороннее сотрудничество Ирана, Афганистана и Индии через порт "Чабахар".
Так что трёхстороннее сотрудничество Ирана, Туркменистана и Армении может быть выгодным для каждой стороны и протекать в рамках иранской политической линии "регионального сотрудничества".
В свою очередь независимый иранский эксперт по проблемам Ближнего Востока Фарзад Рамазани Бонеш указывает на то, что Туркменистан обладает большими запасами газа и будет стремиться повысить продажи своих ресурсов.
Армения же не обладает запасами нефти или газа и стремится найти экспортера таких ресурсов.
По его словам, из всех соседей Иран – единственная страна, с которой Армения имеет дружественные и благоприятные отношения. Поэтому она пытается реализовать свои интересы, прямо или косвенно, через Иран.
"Если между двумя странами будет достигнуто соглашение по газу, то Армения сможет легко импортировать его по своп-сделке. В этом плане Иран может сыграть полезную роль сразу для обеих стран", - сказал Рамазани.
Туркменистан, в свою очередь, не может экспортировать свой газ через Каспий и Азербайджан, так как вопрос прокладывания газопровода через эти территории вызывает очень много проблем. Поэтому Ашхабад пытается использовать Тегеран для экспорта газа в Армению. Разногласия между ними не повлияют на реализацию газового проекта, так как в нем заинтересованы обе стороны. Тем более, Тегеран может забирать определенный процент от сделки между Ереваном и Ашхабадом.
Учитывая экспорт иранского газа в Армению, это может вызвать своего рода конкуренцию. Но, по словам эксперта, ни в коем случае нельзя считать, что это будет противоречить экономическим интересам Ирана.
Отметим, что проект покупки Арменией газа у Туркменистана по системе своп предполагает, что Ашхабад будет поставлять топливо в северные провинции Ирана, а Тегеран, в свою очередь, будет поставлять свой газ Еревану.