Не любит сравнения с Сарьяном, или Почему армянский художник рисует только Тифлис

В картинах Мгера Чатиняна живет целый город, что очень льстит нашим соседям в Грузии. Назвать Чатиняна скромным художником нельзя, но некоторые к его картинам неравнодушны.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Мгер Чатинян рисует не только Тифлис, но именно по картинам с изображением грузинской столицы колумнист Sputnik Грузия Екатерина Микаридзе узнала об этом художнике. Тбилиси рисуют сотни художников, но его Тифлис особенный. С экспрессией, темпераментом и зашкаливающими эмоциями.

Мгер Чатинян родился в семье потомственных художников, но не в Тбилиси, а в Армении, в городе Ванадзоре. И живет он сейчас в Ереване. А застала его автор в Москве.

- Мгер, раскрой, пожалуйста, секрет такого глубокого проникновения в тему. Откуда такое понимание Тбилиси?

- Мои предки родом из Тбилиси, притом с обеих сторон. Я успел в детстве немного пожить в Тбилиси у родственников. После землетрясения, которое случилось в Армении в 1988 году, наш дом в Ванадзоре был полностью разрушен, и мы жили в Тбилиси. Любовь к Тбилиси мне передал отец. Я открыл этот город для себя через него. Мы как-то с ним приехали, побродили по улочкам, сделали много набросков. И вдруг случилась любовь.

Не любит сравнения с Сарьяном, или Почему армянский художник рисует только Тифлис
Не любит сравнения с Сарьяном, или Почему армянский художник рисует только Тифлис

Не знаю, не могу объяснить почему я люблю Тбилиси. Просто люблю и все. Разве можно объяснить, почему ты любишь кого-то или что-то?! Я бывал во многих странах мира. И видел очень много красивых городов, но Тбилиси - это немного отдельная тема. Я не могу сказать, что Тбилиси красивее Венеции, но с точки зрения искусства и наполненности, Тбилиси важнее и колоритнее. Этот город занимает для меня первое место. Вот я живу в Ереване, но ни разу не писал Ереван.

- Соотечественники тебе этого не простят.

- Не патриотично, понимаю, - улыбается Мгер. – Но, в этом нет моей вины. Просто в Тбилиси идешь по улице и каждый дом тебя вдохновляет.

- А география большое значение имеет для художника?

- Для меня, да. Я жил полгода в Голландии, но писал там с трудом. Там все время пасмурно. А в Армении, солнце, горы, ты ими подпитываешься. Твоя палитра полностью зависит от местности, где ты живешь. Если бы я жил, к слову, в Москве, то цвета были бы более тусклые.

- Ты бы хотел жить в Тбилиси?

- Нет, но не потому, что Тбилиси неудобен для жизни, просто для меня он слишком шумный и хаотичный. Я не нашел в Тбилиси спокойствия. Мне нужно более тихое место. Для того, чтобы несколько дней пожить, да, с удовольствием. Вот мой отец бредит городом. Всю жизнь мечтает купить в Тбилиси дом. И дня не проходит, чтобы он не говорил о Тбилиси. В общей сложности он 4-5 лет прожил в Тбилиси. Это город, в который ты приезжаешь и влюбляешься на всю жизнь. Отец в три месяца раз приезжает в Тбилиси, ему это просто необходимо. Бывает в Тбилиси со мной или с матерью.

Не любит сравнения с Сарьяном, или Почему армянский художник рисует только Тифлис

- В Тбилиси ты останавливаешься у родственников?

- Я останавливаюсь обычно в гостинице. Я абсолютный интроверт, у меня сложно складываются отношения с людьми. В Ереване, например, я лет пять живу один. У меня близкие отношения с родителями, братом, есть несколько подруг.

- А друзья?

- У меня их почти не осталось. Чужие лавры не давали им спокойно спать. Но, откровенно говоря, мало кто радуется чужому успеху. Я не знаю, смог бы ли я радоваться искренне чужому признанию. Просто очень мало людей говорит об этом открыто. Люди же живут постоянно в масках. А я не люблю лицемерить, говорю честно, как есть.

- Твой почерк сравнивают с Сарьяном и не только.

- Говорят, если пишешь желтые горы, то ты Сарьян, а если подсолнухи, то Ван Гог. Я не люблю сравнения, потому что это примитивно. Получается, ты не имеешь право на собственные подсолнухи, если они написаны одним великим человеком. Вообще-то подсолнухи - моя любимейшая тема. Там есть и динамика, и энергия, и солнце, которое так важно для художника. В подсолнухе можно найти все, что волнует, будоражит воображение художника. Это же вечная тема! Ты можешь с десяток этих цветов изобразить и все они будут нести разную энергию. Это зависит от времени, настроения, внутреннего состояния художника.

Не любит сравнения с Сарьяном, или Почему армянский художник рисует только Тифлис

- И вдохновения.

- Вдохновение меня застает за работой, говорил Пикассо. Все остальное - отговорки лентяев.

- А ты успешный человек?

- С финансовой точки зрения - да. Мои картины раскупаются. Но, как художник я хочу еще многого достичь. Важно, чтобы когда приходит успех, он тебе не вскружил голову. Тебе могут петь дифирамбы и говорить, что ты крут. Но ты знаешь, что тебе еще есть куда расти.

- Помнишь первую проданную картину?

- Портрет, выполненный карандашом, покупатель был из Финляндии. Портрет моего соседа, я честно говоря, не понял зачем он ему был нужен. Это была первая картина, проданная через Фейсбук. Было это лет пять назад.

- Ты сомневался в себе, как в хорошем художнике, пока начал продаваться?

- Нет, я не думаю, что если человек не может продать картину, то он плохой художник. Может, он просто не умеет продавать. Я первые пять лет нечего не продавал.

Не любит сравнения с Сарьяном, или Почему армянский художник рисует только Тифлис

- Молодым художникам ориентироваться в современном мире проще?

- Мой отец и дед, они хорошие художники, но продавать свои картины начали недавно. Отец писал хорошие картины, но выставляться не любил и до сих не умеет пользоваться социальными сетями. Между тем, я продаю огромное количество картин посредством Фейсбука. Но я знаю взрослых художников, которые довольно успешно продают свои работы. Думаю, это проблема не времени, а человека. Кто-то более предприимчив, другой менее. У нас почему-то бытует стереотип, что если художник, то обязательно должен жить впроголодь. Канули в лету эти времена. Давайте брать пример с Пикассо, а не с Ван Гога.