ЕРЕВАН, 4 мар — Sputnik, Ашот Сафарян. Предложенные властями реформы в судебной сфере вызвали оживленные дискуссии. Оппозиция в целом приняла новшества в штыки, а эксперты и юристы пытаются проанализировать плюсы и минусы поправок в "Судебный кодекс".
По мнению эксперта по европейскому праву Ара Казаряна, некоторые аспекты судебной реформы действительно вызывают сомнения в плане качества правосудия, и оппозиция в этом смысле права. Речь в основном идет о снижении возрастного ценза.
Согласно законодательному пакету, предложенному правительством, минимальный возраст судей составит 25 лет вместо прежних 28.
Казарян напомнил, что в свое время этот возрастной ценз составлял 24 года. А затем после обсуждений с международными структурами и специалистами он был повышен до 28 лет.
"На разных встречах, научных конференциях специалисты говорили властям, что 24 года – не лучший возрастной порог для судей. В итоге при принятии нового Судебного кодекса в 2007 году ценз подняли. Сейчас опять снижают, что, на мой взгляд, неправильно. Основная проблема – отсутствие у 25-летних судей жизненного и трудового опыта", - сказал Казарян в интервью Sputnik Армения.
Он считает, что недостаточно знать законодательные акты, судебные решения основываются отнюдь не только на законах, есть и другие не менее важные факторы.
Власти в свою очередь говорят о дефиците судей и их загруженности, из-за чего и хотят снизить возрастной порог. Казарян же добавляет к этому еще и дискредитацию судебной системы, вследствие чего профессия судьи перестала быть привлекательной.
"Понятно стремление правительства решить проблему нехватки судей, но нужно сделать так, чтобы качество правосудия не пострадало. К примеру у тех же европейцев возрастной ценз судей в среднем колеблется в пределах 32-35 лет. Вот так должно быть, эти люди должны иметь возможность наработать определенный опыт", - говорит юрист.
Представители правящей фракции "Мой шаг" объясняют снижение возрастного ценза "нестандартной ситуацией". В своем выступлении на сегодняшних обсуждениях Судебного кодекса член фракции, представитель комиссии по государственно-правовым вопросам Сурен Григорян отметил, что жизненный опыт, безусловно важен. Но нужно понять и период, в котором живет страна.
"Спросите любого адвоката, кем он больше доволен – более молодыми судьями или судьями старшего поколения. Наверное никто не скажет, что они довольны судьями старшего возраста", - сказал он.
Депутат видимо намекал на то, что старожилы судебной власти больше ассоциируются с предыдущими властями, соответственно выносимые ими вердикты меньше вызывают доверие граждан.
Между тем, по мнению Казаряна, многие недостатки в работе судов зачастую носят искусственный характер и вызваны теми или иными решениями того же Минюста. Юрист сейчас защищает в суде одного иранца, которого обвиняют в преступлении. Его подзащитный – уличный музыкант, денег у него нет, но судебные заседания уже трижды откладывались из-за отсутствия переводчика. Дело в том, что Минюст расторг договора с переводческими агентствами, и теперь фактически истцы или ответчики сами должны на свои средства нанять переводчиков.
В целом улучшение судебной системы, по мнению Казаряна, требует комплексного подхода и тщательно продуманных шагов, а не сиюминутных решений.