Карине Арутюнян, Sputnik Армения
В ереванском медцентре "Норк-Мараш" заведующего реанимационным отделением Ара Ананяна приходится ждать подолгу — доктор крайне занят. Появление врача несколько удивило фотографа съемочной группы Sputnik Армения: врач передвигается с помощью инвалидной коляски.
Непосредственная беседа с доктором незаметно переходит в профессиональное интервью, поэтому сперва возникает невольная паника: уж не выключенным ли остался случайно диктофон? Но нет, все в порядке.
Ананян рассказал, что с детства мечтал стать врачом и поступил в медуниверситет, планируя освоить профессию кардиохирурга. Более того, за годы учебы убедился, что принял правильное решение.
"Чтобы стать врачом, нужно иметь определенную связь с этой профессией, ты должен ее любить. А возникающие во время работы сложности не должны тебя пугать. Например, после преодоления каждой трудности я шел вперед гораздо увереннее", - говорит Ананян.
Он, кстати, не разделяет бытующего мнения, будто врач должен быть хладнокровным. Более того, считает, что даже самый опытный доктор потерпит фиаско, если не будет сопереживать пациенту. Доктор отмечает, что нужно лечить не болезнь, а больного. С другой стороны, не стоит и перегибать палку: для грамотной балансировки чувств требуется многолетний опыт.
Ананян хорошо понимает своих пациентов: после трагической аварии 2012 года он сам надолго стал пациентом. Тогда, в результате страшного ДТП, двое его друзей — тоже врачи — погибли, а он получил инвалидность. Доктор говорит, что в статусе пациента остался доволен уровнем армянской медицины.
"Интересно, когда наблюдаешь за процессом оказания медуслуг в качестве пациента, открывается совершенно иной мир. Я горжусь нашими врачами", - улыбаясь говорит Ананян.
Сегодня он вдохновляет многих, придает силы. Врач стал, в первую очередь, примером для своих пациентов, говорят: если у доктора получается преодолеть проблемы, то и у них все будет отлично.
На лице Ананяна появляется довольная улыбка. На мгновение он замолкает, потом говорит: если он даже в таком состоянии хоть немного помог кому-то, то будет только рад.
В жизни хирурга, однако, помимо проблем с опорно-двигательной системой появились и другие сложности. Ананян сегодня не может заниматься своим любимым делом — оперировать. Насколько бы его образ ни был вдохновляющим, все равно многие не готовы видеть его в операционной. Врач и не скрывает того, что не заходить в операционную — для него стресс. Более того, врач до сих пор с этим свыкнуться не может и надеется, что настанет день, когда он вновь сможет взять в руки ланцет и скальпель.
Помимо этого, для Ананяна стало трудно гулять по Еревану, посещать кафе. "Ереван не удобен для тех, кто передвигается на коляске, и если у тебя не будет сопровождающего, сделать это практически невозможно. Если даже возле какого-то учреждения есть пандус, можно лишь зайти внутрь здания, а преодолеть этажи уже не вариант", - отмечает врач.
Однако, по его словам, потихоньку происходят перемены, в новостройках уже бывают обеспечены необходимые удобства.
Ананян настроен оптимистично: когда говорит о какой-то проблеме, в конце добавляет, что и она будет решена. По его словам, даже испытывая такие трудности, он счастлив. Счастье для состоявшегося врача с многолетним опытом на сегодня олицетворяют его семья и дети, а также друзья и профессия.
У него кстати трое детей — две девочки и мальчик. Старшая дочь станет врачом, несмотря на то, что отец был не согласен с ее выбором. Он был против, потому что видел состояние врачей в Армении, отношение общества во время спорных случаев.
"Не хотел бы, чтобы моя дочь проходила через все это", - откровенничает врач.
Интервью завершено, а беседа — нет. Разговариваем о проблемах людей с инвалидностью, но вдруг понимаем, что врач уже опаздывает на запланированную встречу.
Мы с фотографом, перебивая друг друга, воодушевленно говорим о враче, настолько вдохновенно, что никак не можем найти выход из здания больницы.