ЕРЕВАН,6 апр – Sputnik. Многие запомнили слова премьер-министра Никола Пашиняна о том, что мировая экономика после коронавируса перестроится, и Армения должна быть к этому готова.
В 2019 году самыми прибыльными компаниями в индексах S&P 500 и Dow Jones оказались Apple и AMD (крупный производитель микроэлеткроники, один из главных конкурентов Intel). Но в этом году все может измениться: можно подождать с новым айфоном или видеокартой, а с едой и лечением – нельзя.
Опыт кризиса 2008 года показывает, что, как и следовало ожидать, больше всего оказываются востребованы предметы первой необходимости, по возможности недорогие. Как отмечает аналитик портала Гэбриел Элперт, из всего списка S&P 500, котировки выросли только у 34. Что это были за компании?
Больше, чем у любого другого бизнеса США выросли котировки у Dollar Tree – сети магазинов, где все товары стоят в пределах одного доллара. В трудное время все хотят отовариться подешевле, поэтому покупателей в бюджетных магазинах становится на порядок больше. В итоге, в разгар кризиса котировки у этой компании выросли на 60% с лишним. По тем же причинам в десятке оказался и другой крупный бюджетный ритейлер – Walmart.
Не оформлен - вертись сам? Что работодатель должен понимать о постокоронавирусной Армении>>
Чуть меньше, но повысились котировки у бюджетных сетей общепита – McDonalds и Darden Restaurants. Даже в трудные времена люди не перестают ходить на ланч или ужин, просто и здесь стараются чуть сэкономить.
Медицинские услуги тоже нельзя отложить – на них мы тратим всегда, даже когда не можем. Поэтому в 2008-09 годах в плюсе оказались сразу семь медицинских компаний, а в топ-10 по прибыльности вошли три: две фармацевтические, Vertex и Amgen, и производитель искусственных клапанов для сердца Edrawds Lifesciences.
В десятке самых прибыльных компаний оказалась и сеть магазинов одежды Ross Stores. Им во многом помог формат off-price, при котором у известных брендов "скопом" закупаются остатки их товара, которые они не смогли продать более дорогим магазинам. В итоге здесь продается брендовая одежда по цене обычной, что в период кризиса особенно интригует покупателей.
Не вошли в десятку, но все же закончили год с прибылью, крупные компании по продаже автозапчастей и магазины строительных и садовых материалов.
Причина очевидна и здесь: в трудные времена мы с большей готовностью беремся за мелкий (а может, и крупный) ремонт самостоятельно.
Жизнь на "честном слове": помогут ли власти Армении лишившимся при ЧП работы водителям>>
Как изменятся предпочтения потребителей в Армении, пока не до конца ясно. Но очевидно, что сократится потребление товаров не первой необходимости. Больше будет уходить на сбережения "на черный день", а оставшиеся деньги средние армяне - как и средние американцы - будут тратить немного осмотрительнее. Вопрос в том, как долго это продлится, и когда о нынешнем шоке чуть-чуть подзабудут.