Марианна Пайтян, Sputnik Армения
На фоне распространения коронавируса и объявленного режима ЧП многие фермеры в Армении встали перед проблемой: они не могут сбывать продукцию в прежнем объеме. Особенно сложно приходится фермерам, которые обеспечивали поставки мяса, овощей и зелени в объекты общепита, рестораны. Однако другая часть фермеров, напротив, оказалась в выигрыше. Корреспондент Sputnik Армения попыталась выяснить, кто из представителей сельскохозяйственной сферы понес убытки, а кто вышел в плюс.
Кто понес больше всего потерь в эти дни?
Ситуация оказалась крайне затруднительной в первую очередь для тех, у кого бизнес связан с цветочными теплицами. Не помог и тот факт, что с 8 марта по 7 апреля в Армении празднуется женский месяц. За последние годы не было такого, чтобы в "женский месяц" голландские розы продавались за доллар (раньше одна роза стоила 4-5 долларов). Цены резко падают, но покупателей все равно нет.
Для забоя свиней есть свой "дедлайн", но спроса нет
Второй удар пришелся по свиноводству. Маркетолог Арутюн Мнацаканян, знакомый с проблемами в сфере сельского хозяйства, говорит, что оптовая цена на свинину составляет 1500 драмов (около 3 долларов) за килограмм, и она продолжает падать.
"Если цена упадет еще больше, фермеры будут работать в убыток", - отмечает Мнацаканян и напоминает, что люди дома готовят свинину не так часто, как говядину.
Основным потребителем свинины был сегмент HoReCa (гостиницы-рестораны-кафе). Хотя в некоторых кафе и ресторанах продолжает действовать служба доставки, однако объемы не прежние.
Директор свиноводческой фермы "Кочон" Сергей Никогосян подтверждает, что с начала этого года темпы потребления свинины упали, а в последнее время ситуация еще больше усугубилась.
"У нас большая ферма, почти 2500 голов. Даже не представляю, что будет, если так продолжится", - говорит Никогосян и отмечает, что они обратились в госорганы, чтобы им помогли хотя бы в вопросе корма для свиней.
Если забой крупного рогатого скота можно отложить, а на корме - сэкономить, поскольку скоро животных можно загонять на пастбища, то со свиньями все сложнее. Мало того, что постоянно нужно тратиться на корм, так еще и чем старше свинья, тем дешевле мясо.
"Пусть Пашинян узнает, как тяжело нам живется": коронавирус застал фермеров врасплох>>
Можно, конечно, забить свинью и заморозить мясо, но здесь опять нужны финансы на морозильники, на электроэнергию. Это при том, что замороженное мясо стоит дешевле.
Проблемы овощных теплиц
Хотя рынок потребления из-за ограничения деятельности ресторанов также стал меньше, однако потери пока несущественные. В связи с закрытием границ некоторое время в страну не ввозили овощи из Турции и Ирана, и недостаток восполняли за счет местной продукции.
Об отсутствии проблем на рынке овощей свидетельствуют и цены: самые дешевые помидоры стоят около 2,5 доллара за килограмм, а огурцы – почти 2 доллара, что никак не сказывается на потреблении.
Однако серьезные проблемы возникли у фермеров, выращивающих в теплицах помидоры и огурцы для экспорта.
"Курс рубля сильно упал, если будет ниже 6,7 драма, то поставки могут не окупиться", - говорит Мнацаканян.
Он надеется, что за счет армянского рынка удастся выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями.
"Вот если курс рубля не состыкуется с курсом драма, то пострадают производители спаржи", - добавил он.
Перед разбитым корытом оказались не только производители традиционных культур. Пострадали также производители нетрадиционных культур, поскольку их основными клиентами были заведения сегмента HoReCa, ведь люди редко используют в домашней стряпне фенхель или артишоки.
"Рестораны закрыты, наши продукты портятся", - говорит Роберт Мкртчян, который занимается производством дорогостоящей зелени (розмарин, лимонграсс, швейцарский мангольд, микрозелень).
Обратная сторона пандемии
В условиях карантина люди запасаются непортящимися продуктами. Наряду с макаронными изделиями сейчас популярностью пользуются крупы и картошка.
Арутюн Мнацаканян уже 10 лет занимается выращиванием зерна дорогостоящих культур (киона, орегано, кольраби, дайкон, иссоп, руккола). Но основной акцент делает на производстве полбы.
До 2018 года в основном экспортировал ее, но потом спрос на местном рынке так вырос, что вывозить получается совсем немного. Признается, что иногда даже в стране бывает дефицит.
Спрос на полбу во время карантина повысился. Обычно в апреле-мае спрос на зерновые уменьшается, потому что люди начинают потреблять больше овощей.
По его расчетам, запасов зерна должно было хватить до июня, когда начинается сбор полбы. Сейчас только середина апреля, а запасы зерна уже на исходе. Он даже не уверен, что в этом году удастся что-то экспортировать. Не исключено, что если так продолжится, то производимый им продукт будет в дефиците.
В этом году повезло и производителям картофеля, отметил Арутюн Мнацаканян. Им на руку сыграло не только нежелание людей выходить из дома, но и невозможность импорта картофеля из соседней Грузии.
Увеличится ли количество проблем в сельскохозяйственной сфере или нет, никто не может сказать. Точно так же, как никто не может предсказать, когда Армения и весь мир смогут побороть коронавирус. Пострадавшие от этой ситуации фермеры не знают, что будут делать. Некоторые уже обратились за поддержкой, другие же не отчаиваются и надеются, что скоро все наладится.
Ранее, 9 апреля, министр экономики Тигран Хачатрян сообщил, что всего за неделю с начала реализации правительством антикризисных мероприятий льготными сельскохозяйственными кредитами воспользовались уже 195 фермеров. Из них 168 взяли микрокредиты до 1 миллиона драмов (около 2 тысяч долларов).
Эти кредиты берутся сроком на год, а выплаты по ним начинаются через девять месяцев (то есть платить нужно только после урожая). Остальные 27 заявок поданы на льготные кредиты на племенное скотоводство, интенсивное садоводство и лизинг сельхозтехники.