Нана Мартиросян, Sputnik Армения
В Армении, как и во многих других странах, первого мая отмечают День труда. Для журналиста это замечательный повод пообщаться с интересным человеком, лучше – с ветераном труда. Найти контакты железнодорожника с 60-летним стажем оказалось делом несложным. После короткой беседы он охотно соглашается на интервью.
"Коронавирус сделал то, что не смогла даже война"- старожил ереванского метро Ашот Еремян>>
"Встретимся ровно в 10:00 под часами здания железнодорожной станции. До встречи!" – говорит мужчина зычным голосом и бросает трубку.
Я немного ошарашена: еще никогда мне не назначали "свидание" столь резко. На ум сразу приходит мой дисциплинированный дед, научивший никогда не забывать о времени. Понимаю, что опаздывать нельзя, и на следующее утро вместе с фотографом приходим на назначенное место ровно в 09։58.
Я довольна, добралась раньше, но не тут-то было - к нам уже спешит седовласый мужчина.
"Здравствуйте! Я Арутюн Григорян. Это я вчера с вами говорил", - улыбаясь, но строго говорит мужчина.
Мы знакомимся и проходим в здание вокзала. Девушки-кассирши, дежурные полицейские, все сотрудницы ЮКЖД начинают улыбаться и приветствовать, едва он ступает на порог здания. Он любезно всем отвечает и предлагает разместиться на скамье под окном.
— А почему тут так пусто?
— Так праздник же – Первое мая!
Я понимаю, что совсем забыла поздравить героя своего материала. Тут же исправляюсь, а Арутюн Аветикович с улыбкой начинает свой рассказ.
Родился он в Ленинакане (ныне Гюмри – ред.) в 1943 году в семье учителей. Родительский дом находился неподалеку от железной дороги, и проносившиеся мимо поезда каждый раз вызывали восторг у маленького Арута. Так и родилась любовь к поездам и мечта стать машинистом.
Родители сына поддержали, решив, что ЖД – структура надежная, а машинист – профессия престижная. Арутюн Аветикович получил образование в училище в родном городе, а после отправился на обучение в Россию.
"Сызрань, Воронеж, Молдова … где я только ни был. Три года работал в России, и еще три служил в армии, но решил вернуться на родину. Тут после нескольких лет работы машинистом стал инструктором локомотивных бригад", - рассказывает Григорян.
Признается, что любовь к железной дороге привил не только сотням своих учеников, но и членам семьи. По его стопам пошел и сын, невестка работает в офисе компании, а супруга – работала в прошлом. С внуками оказалось сложнее, у них пока нет тяги к ЖД, но Арутюн Аветикович верит, что гены проснутся, и династия продолжится. Ведь сам он никогда не сожалел о выбранном пути, всегда получал удовольствие от своей работы. Немало радости доставила и наставническая деятельность, когда пришла пора готовить себе преемников. Всегда старался избегать конфликтов и так объяснять ошибки и недочеты, чтобы даже оштрафованные машинисты не остались недовольными и понимали причину.
"Но самое главное, чему я учил и учу машинистов, – быть внимательными и соблюдать правила безопасности. Они должны понять, что самая большая ответственность лежит на них, и они в ответе за ошибки всех служб", - отмечает он.
К нам подходит мужчина в медицинской маске и приветствует Арутюна Аветиковича. Это его ученик, машинист с 40-летним стажем Генрих. Мужчина уже успел выйти на пенсию и обосноваться в США, приехал на родину навестить друзей и родных, но застрял тут из-за коронавируса. Выслушав его рассказ, Григорян признается, что уже давно достиг пенсионного возраста, но "его не отпускают, поскольку он еще нужен ЖД".
Да и сам он не рвется на заслуженный отдых. Просто не представляет, как можно слоняться без дела. Даже в выходные находит себе занятие, копается в огороде или ухаживает за любимыми деревьями. Больше всего любит абрикосовое, потому что цветет оно уж больно красиво, а плоды его считаются одним из символов Армении.
Еще он уверен - армяне похожи на птицу феникс, смогли возродиться из пепла.
"Та же судьба у армянской железной дороги, после распада Советского союза ее разгромили, а сейчас она возродилась и продолжит процветать", - заключает наш собеседник.
Очень ждал перезапуска метро, но не дождался: скончался самый опытный машинист Еревана>>
Мы вместе выходим из здания вокзала. Долго прощаемся, но наконец расстаемся. Наша группа держит путь в офис редакции, а он - в противоположном направлении. Идет к зданию, где живут железнодорожники и уже много лет обеспечивают безопасное перемещение людей и грузов.