ЕРЕВАН, 2 мая — Sputnik, Ашот Сафарян. Отказ от парковочных красных линий в Ереване был давно назревшей инициативой. В свое время, когда этот проект внедрялся, одним из замыслов была разгрузка столичных улиц от машин, особенно в центре города, но, судя по всему, идея себя не оправдала. Об этом заявил Sputnik Армения соучредитель организации "Друг водителя", член Общественного совета при полиции Армении Сергей Каграманян.
В апреле депутаты парламента от блока "Мой шаг" Сисак Габриелян и Сипан Пашинян сообщили о намерении ввести в оборот законопроект о регулировании вопросов, связанных с парковкой в столице. Если парламент их одобрит, то в городе уберут порядка 80% красных линий. Платные места для стоянки, помеченные красными линиями, останутся только в центре и частично – в административном районе Арабкир.
По словам Каграманяна, система красных линий фактически не работала – одни регулярно платили за стоянку, другие предпочитали не платить, а затем обращались в суд. Причем большинство жалоб впоследствии суды удовлетворяли, вынуждая соответствующее подразделение мэрии, а именно Отдел рассмотрения административных правонарушений, компенсировать истцам их судебные расходы.
Дело в том, что владельцев автомобилей, припаркованных на красных линиях, но не заплативших, штрафовали на основании фотоснимков, которые снимали мобильные камеры. Но доказать, что водитель не заплатил, было практически невозможно. Поскольку первые 15 минут бесплатны, водители в большинстве своем утверждали, что стояли не больше 15 минут, а доказать обратное было невозможно.
"В этих условиях красные линии стали причиной растраты бюджетных средств столицы. Для автовладельцев и их адвокатов было конечно приятно, что суд в конце концов выносил угодные им решения. Но с точки зрения государства такая практика была чересчур невыгодной и затратной", - говорит эксперт.
Сейчас, когда людей перестанут штрафовать, кратно сократятся и эти судебные тяжбы. Кстати, именно поэтому один из пунктов в предложениях депутатов сводится к тому, чтобы за неуплату штрафовать только на основании видеозаписей с камер, а не фотоснимков. Конечно, если машина припаркована в центре города или некоторых участках общины Арабкир.
По действующим тарифам, за час парковки на красных линиях автовладельцы выплачивают 100 драмов, отправляя СМС на специальный номер, за день стоянки – 500 драмов, при приобретении "абонемента" на год нужно заплатить 12 тысяч драмов.
При этом идея депутатов предполагает временное решение проблемы стоянок и в целом организации столичного движения, говорит Каграманян. И парламентарии сами это утверждают. В широком смысле вопрос этот невозможно представить без нормально функционирующего общественного транспорта.
"Если мы хотим действительно разгрузить центр города от машин, то для этого нужна развитая транспортная система. Когда она появится, придется искать дополнительные механизмы, которые нам позволят минимизировать количество личных автомобилей в центре. Один из механизмов – повышение платы за парковку. Но это потом, сейчас пока рано говорить более предметно на эту тему", - считает наш собеседник.
Система красных линий не оправдывает себя еще и потому, что зачастую водитель, заплативший за весь год, не может найти место для стоянки в часы-пик. В такой ситуации велика вероятность того, что найдя с большим трудом мало-мальски удобное место, потом окажется, что стоять там было запрещено, и ему приходит "письмо счастья".
В итоге автомобилист платит дважды – за парковку и за нарушение. Хотя инициатива депутатов не снимает эту проблему, когда речь идет о центре города, тем не менее вопрос решается в случае с другими участками города.