ЕРЕВАН, 6 мая — Sputnik, Ашот Сафарян. Кадровые решения властей в системе Службы национальной безопасности во многом могут быть обусловлены "постбархатной" ситуацией.
Органы безопасности в силу своей специфики и некоторой консервативности были лояльны прошлым властям, и перед новыми властями сейчас стоит задача изменить эту ситуацию. Такое мнение выразил Sputnik Армения эксперт в области безопасности Давид Арутюнов.
Общественное внимание к СНБ в эти дни повысилось после того, как и.о. руководителя Госконтрольной службы, 29-летний Аргишти Кярамян сначала стал зампредом Следственного комитета, а на следующий день был назначен заместителем директора СНБ. В пресс-службе премьера назвали это назначение политическим решением.
По словам Арутюнова, следует понять, что пришедшие к власти люди в прошлом были в оппозиции, и по определению не могли иметь доступ к силовой системе, и потому в их кадровом резерве не могло быть профессиональных разведчиков и в целом спецслужбистов.
Сейчас перед властью стоит задача сформировать лояльное себе кадровое ядро силовиков. На это намекнул и премьер Никол Пашинян, когда в среду в парламенте заявил, что отныне будет пересмотрена схема, при которой в СНБ и полиции назначаются только люди изнутри.
Эксперт не исключает, что резонансное назначение соответствует этой логике. Таким образом можно сказать, что имеют место две модели кадровой политики в органах безопасности.
"Первая модель была после "бархатной революции" и сводилась к тому, что действующие сотрудники спецслужб примыкают к новой власти, соглашаются работать по их правилам. И назначение в мае 2018 года Артура Ванецяна директором СНБ – яркий тому пример. Вторая модель - "рекрутирование" людей извне, что мы сейчас и видим", - говорит Арутюнов.
Другое дело – эффективность этой второй модели. Но здесь уже вопрос, по мнению эксперта, нужно ставить в широком контексте – а именно, насколько правильна нынешняя кадровая политика в Армении в целом, и не только в силовых органах. Сейчас в государственном аппарате, по сути, идет смена поколений. Пока она не завершилась, и следовательно говорить о результатах рано.
По словам Арутюнова, однако, есть опыт ряда других стран, где спецслужбами руководят гражданские лица, либо же туда приходят из других силовых структур. Пример того же Израиля показывает, что такая "инклюзивность" весьма неплохо работает.
"Правда, тут нужно сделать небольшую оговорку в плане того, что у Израиля развитые, мощные и состоявшиеся спецслужбы. Их работа поставлена на четкие рельсы, благодаря чему те или иные кадровые перестановки на эффективность работы не влияют", - считает наш собеседник.
Он отмечает, что в Армении еще только предстоит выработать такую систему функционирования спецслужб, при которой политические пертурбации не влияли бы на них.