Нана Мартиросян, Sputnik Армения
Уже несколько дней подряд количество выявленных случаев заражения COVID-19 переваливает за сотню. Это не может не вызывать опасений граждан относительно того, что количество зараженных резко увеличится, и медики просто будут не в состоянии справиться с наплывом больных.
Особенно актуально это сейчас, так как с 4 мая в Армении смягчили карантинные меры. Теперь можно гулять, сидеть в кафе, работать и ходить в салоны красоты.
Однако министр здравоохранения Арсен Торосян дает неутешительные прогнозы - количество инфицированных будет расти. Среди них уже более 300 медиков, из вовлеченных в борьбу с коронавирусом 1700 человек. Из-за перегруженной работы медучреждений был объявлен дополнительный набор медиков для противостояния COVID-19.
Sputnik Армения попыталось разобраться в ситуации и понять, как долго может продержаться система здравоохранения.
Эксперт по здравоохранению ОО "Центр территориального развития и исследований" Ашот Мелконян считает, что кадровой проблемы не может быть, поскольку в стране 40 тысяч медиков, которые могут перепрофилироваться и посменно работать с коллегами. Он не исключает, что работающие в частном секторе врачи также захотят помочь системе здравоохранения и внести свой вклад в дело борьбы с пандемией.
В сложной ситуации Мелконян считает важным защиту трудовых прав врачей и медперсонала, выплату надбавок. Помимо обеспечения правовой стороны вопроса, такой подход позволяет им чувствовать себя оцененными.
Медиков для борьбы с COVID в Армении не хватает: Минздрав объявил о дополнительном наборе
Что же касается привлечения ординаторов к борьбе с коронавирусом, то он считает это успешной инвестицией в будущее медицины, поскольку молодые кадры набираются опыта, наращивают профессиональную практику.
"Наши врачи знают цену клятве Гиппократа, и они доказали это", - сказал эксперт.
При этом Мелконян считает, что нельзя полагаться целиком на врачей или государство, граждане также должны осознать собственную ответственность и соблюдать все необходимые правила индивидуальной безопасности.
Экс-начальник управления политики медицинской помощи Минздрава Армении Давид Мелик-Нубарян считает, что государство, как это делается во всем мире, разными способами должно помогать гражданам менять модель поведения.
Иначе не все осознают серьезность проблемы. Он уверен, что в подобной ситуации должен действовать заявленный Всемирной организацией здравоохранения принцип единства правительства и общества.
"Есть общие принципы противостояния вирусу. В частности, нужна конкретная программа, которая должна быть публичной, чтобы люди знали возможные развития ситуации и могли внести свои поправки. Не знаю, есть ли у нас такая программа, но я не знаком с ней", - сказал он.
Более 300 медиков заразились коронавирусом в Армении: Торосян представил ситуацию в сфере
По словам Мелик-Нубаряна, чтобы понять, как долго может продержаться система здравоохранения, важно знать, как продолжится лечение инфицированных. В зависимости от этого и будут распределяться ресурсы медперсонала.
"Немного беспокоит процент заболевания среди медиков. В Армении это 13%, в то же время в США и Китае 3%, а в Италии вообще 20%. В этой ситуации важно разработать график дежурств, обеспечить достойный отдых, чтобы у людей не было синдрома выгорания, также очень важна профессиональная психологическая поддержка", - сказал эксперт.
При этом он отметил, что не может дать прогноза, как долго может продержаться система здравоохранения. А вот глава Минздрава Арсен Торосян, несмотря на свой прогноз о выявлении порядка 10 тысяч инфицированных к концу мая, считает - система в состоянии противостоять пандемии. Более того, если отправить контактирующих лиц домой, а на их места разместить асимптомных пациентов, то продержаться можно долго.
Армянские врачи пока справляются с объемом работы, необходимого оборудования хватает всем. Однако и Торосян призывает быть бдительными и не допускать большой вспышки, когда врачи не смогут помогать нуждающимся или, как в некоторых странах с большим процентом заболевших, им придется выбирать, кому оказывать помощь.